В связи с тем, что документы местных органов власти периода 1939-1941 годов практически не сохранились, нам порой сложно представить, как вступление Красной Армии на территорию Западной Белоруссии и установление здесь советской власти отразились на уже привычном укладе обывателей малых городов и местечек региона, чем была наполнена их жизнь в то непростое время.
Среди немногих документов, имеющихся в государственном архиве в Новогрудке за упомянутый выше период, любопытным представилось дело под названием «Патенты на право содержания частных предприятий», датируемое 1940-1941 гг., в фонде финансового отдела Слонимского районного исполнительного комитета.
Данное дело содержит 232 свидетельства регистрации налогоплательщиков, выданных районным финансовым отделом особам, занимающимся различными видами ремесленной или иной деятельности. Свидетельство представляет из себя карточку с вклеенной маленькой фотографией и следующей информацией: фамилия, имя, отчество ремесленника, наименование промысла и адрес производства, а также адрес реализации продукции в случае, если они не совпадают с адресом производства, фамилия, имя, отчество членов семьи и степень родства (жена, сын или др.), принимающих участие в производстве или реализации изделий, товаров или услуг.
За исключением нескольких свидетельств, все были выданы представителям еврейской национальности, что совсем не удивительно, если учесть, что большинство населения в малых городах и местечках составляли евреи, которые как раз и занимались, в подавляющем большинстве, ремеслом и торговлей. Так, согласно российской переписи 1897 года, в г. Слоним проживало 15863 человека, из них родным языком еврейский указали 11391 человек, а по вероисповедованию иудеями назвались 11515. События Первой мировой войны, революций и последующих смен власти мало отразились на составе населения Слонима, что позволяет утверждать, что к концу 30-х годов прошлого века ситуация оставалась примерно такой же. Ведь евреи жили здесь не одно столетие, они не только знали, уважали, поддерживали и взаимообогащали традиции коренного населения, они стали частью его, при этом сохраняя свою самобытность, благодаря предоставленной еще в средневековье возможности исповедовать иудаизм, строить свои храмы и соблюдать свои традиции. В ходе массового уничтожения гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны, исчезли еврейские общины и в наших городках, навсегда изменив их облик, а вместе с ними ушла и та неповторимая колоритная атмосфера шума и привычной суеты базарных площадей с многочисленными торговыми рядами.
Возвращаясь к выданным свидетельствам, проанализируем, какие виды предпринимательской деятельности осуществлялись в довоенном Слониме. Лично я была удивлена, обнаружив, что из 232 зарегистрированных налогоплательщиков, больше всего было часовых мастеров – 27.
На втором месте, пожалуй, востребованные во все времена, пошив одежды и обуви. И здесь необходимо отметить о существовании четкой специализации среди мастеров: портные, занимающиеся пошивом мужской одежды (изготовление костюмов, пошив и починка брюк), либо только детской, или дамской (пошив костюмов, пальто), еще более узких специальностей, названия которых уже забыты сегодня, как белошвейки, корсетницы, шляпницы, а также изготовление шапок из своего материала и материала заказчика, а как вам, к примеру, изготовление шапок для лавочников из материала заказчика? Обувщики предлагали как изготовление сапог, туфель, сандалий, так и починку обуви из разных материалов, а также реализацию как обуви, так и сапожных принадлежнастей.
Было зарегистрировано 25 извозчиков, причем 3 из них предлагали легковой извоз, 7 были обычными извозчиками, а 15 занимались ломовым (перевозка грузов), что характерно, большинство из них располагалось на улице, название которой все объясняет, – Долгая.
К услугам горожан было 9 парикмахеров, которые также делились на дамских и мужских (стрижка, бритье) и несколько фотографов, зубной техник, электро- и радиотехники, слесари.
Работали мастерские по починке велосипедов, музыкальных инструментов, ювелирная, столярные, в том числе по изготовлению мебели, мастерская чемоданов, 2 прачечные, одна из которых имела наемного рабочего.
Все необходимое в быту также изготавливали местные ремесленники: кузнецы, шорники, жестянщики, медники, стекольщики, рамочники и другие. Качество товара, как правило, было отменным. Ведь ремесленничество являлось делом, в которое были вовлечены в разной степени все члены семьи, и традиции, особенности, секреты мастерства действительно передавались из поколения в поколение. К тому же в маленьких городках, мало отличавшихся от сельской местности, все знали друг друга, поэтому хорошо изготовленный продукт был честью семьи.
А какое разнообразие товара предлагали лавки Базарной площади – бакалейные, галантерейные, письменных и писчебумажных принадлежнастей, продажа детских игрушек, веревок шпагата и рыболовных снастей, торговля красками, обоями, изделиями из кожи и резины и многое-многое другое. На ул. Первомайская Куница Ицко Мовшевич зарегистрировал магазин стекляной и фаянсовой посуды.
Приглашали посетителей 2 чайные, работали 2 пекарни: на ул. Мостовая Хацкелевич Ханы и на ул. Школьная Иогли Фишеля Эльевича, сушки и булки ждали покупателей на ул. Пушкина.
Среди 232 зарегистрированных налогоплательщиков было 28 женщин: парикмахер, фотограф, портные, галантерейщицы, а также торгующие булками с корзин по всему городу, как, например, Рыбка Ривка Эфраимовна, молодая женщина с очень короткой стрижкой, или предоставлявшие такую услугу, как изготовление домашних обедов.
В свидетельствах упоминаются названия 32 улиц и Базарной площади, на которую больше всего приходилось указанных мест реализации продукции. Среди названий, характерные Слониму Альбертинская, Ружанская, Жировичская, Оперная и Огинского, а также Бережная, Мостовая, Рыбацкая. Интересно, что наряду с уже переименованными улицами, как 17 Сентября, Красноармейская, Первомайская, Советская, Челюскинцев, Горького встречается в документах существовавшая еще какое-то время и улица Пилсудского.
Все эти свидетельства были возвращены обратно в финансовый отдел райисполкома в связи с тем, что их обладатели по той или иной причине сворачивали свое дело. Например, Ляховицкий Лейзер Абрамович, молодой человек, судя по фотографии, и его брат Меер Абрамович, зарегистрировали парикмахерскую (стрижка волос и бритье) 24 апреля 1940 года, а уже 31 июля того же года, согласно надписи на обратной стороне свидетельства, мастерская ликвидировалась. И такая запись: «Ликвидирую мастерскую в связи с тем, что нет работы. Прошу снять налог» встречается наиболее часто. Во-первых, установившаяся советская власть все же не очень приветствовала частную собственность. И если крупные владельцы сразу распрощались с собственностью, а кто-то и с жизнью, то мелким кустарям пока еще было позволено работать на себя, уплатив налоги. Но, с другой стороны, в это время происходило объединение мелких кустарей в промышленные артели. В 1940 году во всех районных центрах были созданы райпромкомбинаты, куда вошли все предприятия местной промышленности. Слонимский райпромкомбинат объединил 33 предприятия в городе и селе, в том числе завод обозостроения, мебельный цех, цех карзиноплетения, бочкарное производство, фабрику шелковых лент, а также пищевые предприятия и кондитерских изделий. Действовало 20 промышленных артелей: кожевенная, овчинное производство, шорных изделий и другие.
Мы не знаем, как сложилась дальнейшая судьба этих людей, оформивших патенты на право содержания частных предприятий. Возможно, кто-то из них попал под репрессии советской власти, был арестован или вывезен, а других ждала страшная трагедия Холокоста. В книге «Память» имеются списки жителей Слонимского района еврейской национальности – жертв фашизма. Конечно, они далеко не полные, но даже в них встречаются некоторые фамилии, упомянутые в документах описываемого архивного дела. И как знать, может эти маленькие черно-белые фотографии являются единственными свидетельствами памяти об этих людях.
Алла Забелинская, директор зонального государственного архива в Новогрудке