В моем семейном архиве хра­нится фотография, на которой изображены монахини до недав­него времени неизвестного мне католического ордена. Они окру­жены детворой, среди которой, как гласит семейная легенда, на­ходится один мой далекий родст­венник. На обратной стороне фо­тографии надпись на польском: «на память дорогой В. Татаров­ской от сестры Хелены Лещин­ской, Слоним, 22.06.1939 г.».

Всматриваясь в лица этих мона­хинь и детей, я не раз задавал себе вопрос: каково было позировать на памятном фото лета 1939 г. в пред­дверии великой всемирной катастро­фы, которая вот-вот ворвется в их еще пахнущий цветами сад и звеня­щий детскими голосами дом, разобь­ет стекла, порвет кружевные занаве­ски, сметет в угол скатерти с госте­приимных столов, перевернет вверх дном старую мебель и унесет с со­бой тысячи невинных жизней? Ведь они уже тогда, в июне 1939 г., долж­ны были знать или по крайней ме­ре догадываться о грядущей войне, о ней во всю уже писали в газетах и говорили на улицах… Каково это бы­ло несмотря ни на что сохранять на лицах умиротворение и стойкую уве­ренность в себе?

Я много читал о слонимских мона­стырях и костелах бернардинок, бе­недиктинок, мариавиток, непокаля­нок – словом о тех, чьи ордены бы­ли представлены богатой литерату­рой по истории Слонимщины, однако рясы «моих» монахинь никак не со­ответствовали вышеперечисленным орденам. Вернуться к вопросу, какой же все-таки орден представлен на фотографии, поспособствовал слу­чай, когда ответственный секретарь «Слонімскага весніка» и историк-сле­допыт в одном лице Игорь Прокофь­ев попросил меня предоставить ему упомянутое фото для своей статьи об улице Хлюпина. Тогда-то мы всерь­ез и задались вопросом: кто же все- таки представлен на легендарном изображении?

«Перелопатив» Интернет я выяс­нил, что интересующее меня облаче­ние более всего подходит к рясам се­стер миссионерок Святого Семейст­ва, хотя об их бытности в Слониме я ничего до селе не знал, а имеющаяся у меня на эту тему предметная лите­ратура, о них умалчивает. Более то­го, рясы на фотографии вовсе не со­ответствуют нынешней «униформе» этого ордена и единственным связу­ющим с ними звеном стало изобра­жение облачения матери основатель­ницы ордена – Болеславы Лямэнт.

На этом я не остановился, и отпра­вил запрос в монастырский архив се­стер в Польше, выслав им свою фо­тографию. Каков же был мой восторг, когда вскоре пришел утвердительный ответ. Благодаря великодушному со­действию сестры Дороты из гене­ральной резиденции сестер мисси­онерок я стал счастливым облада­телем редких архивных материалов – фотографий и воспоминаний 11 се­стер из Слонима периода 1927-1945 годов. Передо мной открылось та­инство их будней: труды и молитвы, успехи и лишения, надежды и пора­жения военных лихолетий. Свои ла­коничные рапорты о проделанной работе на слонимской земле сестры оставляли в монастырском архиве сразу по возвращению в Варшаву.

Для начала будет уместным ска­зать несколько слов о самом орде­не миссионерок Святого Семейства. Информация о нем общедоступна на просторах Интернета, и в данной ста­тье я ограничусь лишь самыми инте­ресными, на мой взгляд, ее момента­ми. Итак, орден был основан в 1905 году в Могилеве полькой из города Лович – Болеславой Лямэнт (1862 – 1946). Она выросла в крестьянской семье и отличалась суровостью нра­вов, большой требовательностью к себе и другим. С отличием окончила русскоязычную прогимназию города Ловича в условиях жесткого пресле­дования католицизма и польского национального духа. Прошла курсы шитья в Варшаве и даже успела от­крыть в своем родном городе швей­ную мастерскую. До основания соб­ственного миссионерского ордена, в возрасте 22 лет, получила первый мо­нашеский опыт будучи послушницей сестер Семейства Марии. Какой же сильной духовной харизмой должна была обладать Болеслава Лямэнт, если своим примером способство­вала вступлению в созданный ею ор­ден своих родных сестер, одна из ко­торых – Леонарда Лямэнт вскоре ста­нет игуменией слонимской общины. В основу монашеского устава ордена легли каноны учения основателя ор­дена иезуитов – Игнатия дэ Лойолы, а особым культом стало Сердце Ии­суса. Примечательно также и то, что герб ордена: латинские литеры IHS с тремя соединенными гвоздями в об­рамлении тернового венка – являет­ся лишь модификацией иезуитского герба. Своей миссией Б. Лямэнт из­брала прежде всего опеку над детьми – сиротами и беспризорниками. Дать им кров и накормить – стало перво­степенной задачей сестер. В послед­ствии они также заботились об их духовном воспитании и профессии. Стоит учесть, что детей принимали в ясли и школы независимо от их ре­лигиозной принадлежности.

Особенностью ордена стала его экуменическая миссия, воплощен­ная на землях Беларуси в возрожда­ющемся в 20-е годы XX в. униатстве – сестры тесно сотрудничали с аль­бертинскими иезуитами и вели их детсад. Поначалу монахини работа­ли в подполье – без уставных обла­чений и формально утвержденного епископом устава, как правило на территории Могилева и Петербурга. И только после событий 1917 года, в 1921-1922 годах переехали в Поль­шу. Орден очень быстро стал попу­лярным и снискал себе приспешни­ков не только среди духовенства и знати, но и среди простых граждан. Молодые девушки охотно пополняли его ряды. Примером тому послужит факт, что в начале XX века на тер­ритории нынешней Беларуси суще­ствовало 25 (из 30) монашеских об­щин ордена. Одними из первых, от­крытых в 20-е годы были: в Альбер­тине, Бресте, Деревной, Кемелишках, Константинове, Пружанах, Рачканах и Слониме. В 30-е годы открылись общины в Барановичах, Гольшанах, Жукевичах, Кобрине, Кривошине, Ло­гишине, Медведице, Михайловщиз­не, Мурованной Ошмянке, Пинске, Росси, Свире, Сморгони, Свиранке, Ошмянах, Шерешово. В упомянутые годы сестры открывали ясли и при­юты для детей сирот, частные дет­сады, интернаты и курсы шитья для девушек, столовые для бедной моло­дежи. Через их ясли, детсады и кур­сы в Слониме ежегодно проходило в среднем от 20 до 60 человек. При том что штат сестер как правило со­ставлял 6-7 человек.

Вверенные мне воспоминания се­стер миссионерок весьма лаконич­ны, а в некоторых аспектах (адреса школ, наличие в домах часовен) да­же противоречивы, что только поро­ждает вопросы без ответов. Тем не менее они дают прекрасную и до­статочно полную картину их жизни в Слониме в период с 1927 до 1945 годы. Итак, как следует из воспоми­наний монахини – Августины Ирэны Гутковской (ее воспоминания 1927 г. я счел наиболее содержательными и имеющими собирательный характер), впервые сестры миссионерки Свято­го Семейства, в количестве пяти че­ловек, приезжают в Слоним в сентя­бре 1927 года по приглашению жен­щин из «Общества св. Винсента А Па­уло». Это общество без финансовой поддержки государства и благодаря добровольным пожертвованиям го­рожан опекает детей сирот (подкиды­шей). В начале сестры поселяются в арендованном ими от госпожи Олих­веровой доме «из 5 комнат и кухни, с холлом и верандой, подвальным и чердачным помещением». В этом доме, как указывает сестра Диони­зия Коласинская (период 1930-1932 гг.), располагавшемся на улице Сту­денческая, кроме самого монастыря, так называемой «станции», разме­стились ясли для детей сирот и под­кидышей, «постулат» сестер, столо­вая для бедных и на короткий период – после ликвидации яслей – детсад. Там же, как свидетельствует одна из монахинь, обустраивается и малень­кая домашняя часовня. Сестра Гиля­рия Владислава Сьмяровская (пери­од 1930-1932 г.г.) вспоминает, что в тоже время у сестер было еще одно арендованное ими двухэтажное зда­ние на ул. 3 Мая – нынешней Красно­армейской, где был открыт интернат для девушек и организованы первой настоятельницей Леонардой Лямэнт курсы шитья и кройки для девушек. В 1930-1932 годах эти курсы посещает 20, в 1935 – 10 и в 1936 – 20 курсан­ток. В интернате девушки занимают две комнаты второго этажа, а сестры лишь одну комнату и кухню. А.И. Гут­ковская пишет также, что был там и детсад для детей интеллигенции, как следует полагать, в 1937 перенесен­ный в новое здание по ул. Студенче­ская. Духовным покровителем мисси­онерок в это время становится ксендз Станислав Смяловский, названный членом выше упомянутого «Общест­ва св. Винсента А Пауло». Первыми подопечными в яслях сестер в доме Олихверовой будут 9 детей из «ев­рейской городской больницы», рас­полагавшейся на ул. Магистратская, 16. Примечательно, что в нашем горо­де миссионерки открывают первые в истории ордена ясли для детей до 3 лет. Вскоре там числится 30-40 детей сирот и подкидышей, которых сестры порой находят оставленными у ворот своего монастыря. Но ясли просуще­ствуют здесь всего 5 лет и, несмотря на статус госучреждения и выделя­емые государством субсидии, будут упразднены в 1932 году. Тогда боль­шинство детей забрали родственни­ки и бездетные семьи, оставшихся 13 человек сестры отвезли в подобное «учреждение» в Барановичах. На ко­роткий период времени в том же до­ме Олихверовой по ул. Студенческая откроется и первый детсад, который в 1932 году переедет в «большой же­лезнодорожный дом» (ул. Коммуни­стическая, 28) . Туда же переносит­ся и ранее известная «Крэсовая сто­ловая» для госслужащих и учащейся молодежи (гимназистов). Там же по обыкновению обустраивается и но­вая домашняя часовня.

В садик принимаются дети от 4 до 7 лет на время с 7:30 до 14:00, то есть на период рабочей смены ро­дителей. Он имеет статус частного, а значит, является платным, но ма­лоимущие семьи могут рассчитывать на скидки. День начинается с молит­вы, детей учат катехизису, кормят за­втраком и обедом, а монахини стара­ются воссоздать малышам атмосфе­ру домашнего уюта. Много времени посвящается забавам и прогулкам.

Фрагмент карты Слонима 1939 г. Перекрестье улиц Магистратской и Студенческой (ныне Коммунистической и Студенческой и Хлюпина). На улице Магистратской обозначено здание синагоги XIX в., возле которой в 1937 будет возведен монастырь сестер миссионерок.

 

Детсад для детей-сирот сестер миссионерок в Слониме, фото начала 30-х годов 20 века.
Дом на ул. Магистратская, 10 (теперь ул. Коммунистическая, 28).

 

Слоним, бывшая улица Магистратская (Коммунистическая). Первое здание слева – № 10, второе – синагога XIX века (спортзал медучилища), третье – типография, в комплекс которой входит монастырь Сестер Миссионерок Святого Семейства. Фото автора статьи.

Первые годы на слонимской зем­ле становятся для миссионерок не­легким испытанием на выносливость. Сестра Л. Коморовская искренне со­общает: «было очень много детей – как младенцев так и постарше, до 7 лет. Работа – трудной и неблагодар­ной. Сестры проводили бессонные ночи на дежурствах у детских кро­ватей. Однако была и духовная ра­дость, потому что все малыши по­лучали святое крещение, становясь детьми Божьими». Монахиня А. И. Гутковская вспоминает, что в первые годы «сестры очень часто испытыва­ли голод». В воспоминаниях трудного периода 1929-1931 годов Ромуальда Анна Семашко пишет: «(Во стяжание духа) мы практиковали маленькие и добровольные лишения, например, та из нас, которая случайно прос­нется в ночи, становилась на коле­ни у кровати и читала молитву «Ангел Божий» за души терпящие в чисти­лище. (…) Иногда случалось, хотя и очень редко, что сестры просили друг у друга прощения, а потом в тишине и спокойствии шли на вечернюю мо­литву». Несмотря на первоначальную финансовую поддержку государст­ва для яслей, монахиням приходит­ся по осени запасаться провиантом, выпрашивая милостыню в усадьбах местного дворянства.

В 1929 году графом Владиславом Пусловским (1871-1964) и его женой Кристиной Марией Пиньятелли д’ Арагон, по всей видимости неплохо себя зарекомендовавшим сестрам, вверяется опека над иезуитским дет­садом в Альберти­не. Все расходы по обустройству дет­сада и его содер­жанию берет на се­бя графиня Пуслов­ская. Туда ходит 40 детей. Во время уборки урожая, как вспоминает поль­ский профессор и посол на сейм ПНР IX созыва Николай Козакевич (1923- 1998), родители мо­гли отдавать малы­шей в детсад аб­солютно бесплат­но. Личная же пред­расположенность графской четы к се­страм, приводит к тому, что местный меценат дарит им в 1932 году лоскут земли «по улице Студенческая, 14» под строительст­во городского приюта для сирот и мо­настыря. На постройку двухэтажно­го здания – части комплекса зданий нынешней Слонимской типографии – деньги собираются «всем миром». С этой целью монахини вновь посещают усадьбы местной аристокра­тии, собирая подать уже не только в провианте. Строительство двухэтаж­ного здания завершается к 1937, а в 1938 его оштукатуривают. Быть мо­жет со строительством новой рези­денции связано короткое упомина­ние с. Марты Агаты Трыбовской, что в 1936 году монахини выезжают жить в загородный дом. Кроме упомянутой постройки по ул. Студенческая, пла­нируется строительство еще одного здания – в честь дочери графа – Ма­рии, но этим планам уже не суждено будет сбыться.

С годами финансовое положе­ние сестер стабилизируется. На пи­ке успеха в новооткрытое в 1937 го­ду здание монастыря переносятся курсы шитья и кройки, а также дет­сад им. Св. Терезы Иисуса (Авиль­ской). В 1938 году в него ходит 30 детей, а услугами сестер пользуют­ся даже православные. Как пишет в своих воспоминаниях сестра Бона­вентура Чеслава Высоцкая, своего ребенка туда водит даже местный батюшка. Кроме материальной забо­ты о детях, миссией сестер является духовная опека над ними. Многие из подопечных впоследствии обращают­ся в униатство, что как должно пред­положить, происходит не без содей­ствия альбертинских ксендзов иезу­итов. Одним из духовников сестер является кс. Антони Зомбек.

Не смотря на упоминания в рапортах о дарованной сестрам в 1932 году графом В. Пусловским земле по улице Студенческой 14, на официальной печати монашеской школы 1933 года, все еще фигурирует адрес: ул. Магистратская 10. В то время как сохранившееся до наших дней здание детсада и монастыря (ныне типографии) еще не существует. По адресу же ул. Студенческая 14, если верить списку адресов Слонима 1931 года размещенном в туристическом путеводителе по Новогрудчине Ю. Жмигродского, находится городской магистрат (мэрия).

Герб и печать сестер миссионерок на обратной стороне фотографии – размещенной ниже; таинство первой исповеди для 56 детей.

 

Герб сестер и надпись на печати: ясли и приют для бездомных детей в Слониме, начало 30 г. XX в.

 

Подготовка детей к первой исповеди, 56 человек – Слоним, ул. Магистратская 10, 11.06.1933 г.
На этом раритетном фото возле ксендза сидят родные сестры основательницы ордена – одна из них первая настоятельница слонимской общины Леонарда Лямэнт.

Построенное в 1937 году здание детсада и резиденции монахинь находится вблизи синагоги XIX века, расположенной по улице Магистратской, в подтверждение чему в левом углу фотографии монастыря 1937 года просматривается ныне несуществующий классицистический «шлем» синагоги. Сейчас это здание – бывший спортзал слонимского медучилища. Здание монастыря сильно уходит вглубь самой улицы Магистратской, тем самым обоснованно вписываясь в ул. Студенческую (ее нынешнего отрезка – ул. Хлюпина), а его фронтон развернут на здание магистрата.

Слоним, классицистическая синагога XIX в. по улице Магистратской

 

Монастырь и детсад 1937 г. – еще неоштукатуренный; здание нынешней типографии, слева просматривается шлем над колоннадой синагоги по ул. Магистратской (ныне Коммунистической)

 

Тоже здание годом позже – 1938, уже оштукатуренное, вид со стороны ул. Студенческой (ныне Хлюпина) – здание расположено фронтоном к улице Студенческой.

 

Надпись на фото: швейная сестер миссионерок, Слоним 1937 г. В центре – с. Х. Лещинская

 

Комплекс зданий ГОУПП “Слонимская типография”. Часть здания на три окна справа и дверной пролет – монастырь и детсад сестер миссионерок в Слониме в 1937 – 1939 годах. Фото Игоря Прокофьева.

 

В одной из комнат нового монастыря так же как и в предыдущих оборудуется маленькая часовня, но сестры как и прежде предпочитают ходить на мессы в костел Безгрешного Зачатия Девы Марии непокалянок. До 1936 года их исповедником является ксендз капеллан – Ромуальд Свирковский. Домашнюю часовенку монахинь ксендзы проведывают лишь раз в неделю.

Домашняя часовня сестер миссионерок

Кроме упомянутой ранее столовой, яслей и детсада, фирменным профилем деятельности сестер миссионерок в Слониме становятся курсы шитья и кройки для девушек. Они длятся 2 года, а после успешного окончания курсантки получают свидетельство профессиональной пригодности. На курсы и в интернат принимаются девушки из бедных, как правило, крестьянских семей не зависимо от вероисповедания в возрасте до 18 лет. За проживание в интернате приходится платить в среднем около 20 злотых в месяц, но малоимущим предоставляются скидки. В цене – регулярное трехразовое питание и весьма суровый, поистине монастырский стиль жизни: подъем в 6:30 и отбой в 20:00. Каждый час дня строго расписан в уставе. Кроме ремесла девушек учат польскому языку и истории, христианской морали, хорошим манерам поведения, правилам гигиены и ведению хозяйства. Акцент ставится на индивидуальный подход и поощрение творческой активности курсанток. Особым успехом среди девушек пользуется курс декоративной вышивки. Руками самой матери настоятельницы слонимской обители – Леонардой Лямент в Слониме расшивается не одна ряса или хоругва. К слову, некоторые из них до сих пор немыми свидетелями тех времен находятся в костеле Безгрешного Зачатия Девы Марии. Сама же мать настоятельница запомнилась сестрам как очень требовательный и принципиальный человек. Ни что не могло ускользнуть от ее придирчивого глаза, остаться без заботливого слова и тепла любящего сердца. Она основывает в Слониме «Караул чести», общество «Живого розария», «Апостольство молитвы» и «Католическую акцию». Сестры участвуют в благотворительной деятельности организации «Каритас», выдавая нуждающимся бесплатные обеды. Будучи под впечатлением харизмы настоятельницы и ее умения проповедовать как настоящий священник, в ряды ее приспешников вступают даже работники магистрата.

Времена относительного успеха заканчиваются с началом Второй ми­ровой войны в сентябре 1939 года. Как вспоминает сестра Л. Комаров­ская «сестер выбросили на улицу в дождливый день» 1939 года, лишив монастыря, а здание определили под типографию. В трудные времена ли­холетий сестер приютят полюбив­шие их непокалянки, благородно предоставив им целое крыло своего монастыря. Но вскоре из здания вы­селят и их. Миссионерки вынужде­ны искать помощи у своих прихожан. Две комнаты своего дома под мона­стырь миссионерок выделяет им го­спожа Браун. Тогда же некоторые сестры должны отказаться от ряс и пойти на работу в военный госпиталь, вскоре открытый при монастыре «не­покалянок». Как вспоминает сестра Сильвестра Стэфания Полочанская, в это время (период 1939-1941) ди­ректором госпиталя был еврей, пре­красно знавший кого берет на работу и тем не менее не препятствующий сестрам реализации их миссии сре­ди больных и раненых, которым мо­нахини кроме прочего приносят свя­тые мощи для причащения . В усло­виях войны, неся помощь больным, убогим и раненым, миссионерки оста­ются в Слониме до 1945 года, хотя официально их деятельность прио­станавливается в 1942 году. Всего за весь период их пребывания на сло­нимской земле с 1927 по 1945 годы через слонимскую обитель проходит около 36 сестер. Настоятельницами монастыря в этот период являются: с 1927 по 1931 с. Л. Лямэнт, с 1931 – А. Буйницкая, с 1935 – с. К. Р. Тлустов­ская, в 1936 – Т. Жукерская, в 1939 – с. П. С. Поломская, в годы войны – с. А. Урбанович.

Вот так прозаично заканчивается история почти двадцатилетней деятельности Сестер Миссионерок Святого Семейства в Слониме. Тому виной время и судьбы. Эта история – еще один уникальный пример симбиоза культур и традиций, веротерпимости и культурной толерантности вписанных в национальный характер нашего народа, создающие особый и неповторимый колорит нашего города. Но самое главное в этой истории ее послевкусие. Какова же была настоящая роль сестер миссионерок в истории нашего города? Скольким безымянным судьбам слонимцев в свое время они помогли обрести пусть и временный но дом и тарелку супа, скольким они дали образование и билет в жизнь, обучая профессии или просто наставляя на путь истины – каким должно быть настоящему христианину или просто хорошей матери и жене. У скольких молодых девушек они воспитали особый аристократизм духа и манер, позволяющий им позже из поколения в поколение передавать семейную легенду о якобы «законченном институте благородных девиц»? Полагаю, что их вклад в дело воспитания молодежи слонимщины невозможно переоценить, ведь кроме скупых воспоминаний их формальной деятельности самое ценное – их гуманитарная составляющая – остается для нас неизмеримой, скрытой в сердцах тем юных девушек курсанток шиться и кройки, с любовью расписавшихся на памятной фотографии 1931 года сестре Ванде Кобылянской.

 

Надпись на фото: «нашей любимой сестре Ванде Кобылянской – Интернатская шайка» 1.06.1931 г.

Андрей САВИНКОВ

Поделиться
Перейти к содержимому