Объемный гобелен, выполненный по уникальной технологии гродненскими мастерами декоративно-прикладного искусства, оказался делом не одного дня. Для воплощения оригинальной задумки понадобился 151 день: творческой группе требовалось проработать все детали, определиться с цветовыми решениями, ведь в таком вопросе даже малейшие упущения непростительны.
Сложный творческий процесс стартовал в феврале. Начали с эскиза гобелена, автором которого стал кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории и теории искусств Белорусской государственной академии искусств Евгений Шунейко. Умело совместив на одном полотне моменты из военного прошлого, современные пейзажи и традиционные символы – элементы белорусского орнамента, – он создал поистине эксклюзивное произведение искусства.
Здесь каждая деталь символична. В основе композиции – молодая девушка, олицетворяющая матерь Беларусь. У нее на руках ребенок и птица, как символы надежды и светлого будущего. Нижняя часть гобелена – отсылка к прошлому. В маленьких картинках словно застыли эпизоды войны, момент празднования Великой Победы. В середине – мирная трудовая жизнь горожан и сельских жителей, а вверху – удивительная архитектурная панорама с главными достопримечательностями областных центров.
Несмотря на присутствие в композиции трагической тематики, признается Евгений Шунейко, идея состояла в создании оптимистичной картины, глядя на которую каждый мог бы испытывать радость, гордость за свою страну и нацию.
Переносом живописной идеи на рукотворное полотно занялись гродненские кудесницы – родная сестра Евгения Феликсовича мастер гобеленов Елена Шунейко и преемница ткацкого ремесла Юлия Бородина. Вдохновенно работали на уникальном ткацком станке, не имеющем аналогов в республике. В ранг особенной попала и техника ремесла, которой владеют гродненские искусницы. Работали в традициях двойного и переборного одностороннего ткачества.
К слову, этот элемент нематериального культурного наследия Гродненщины несколько лет назад пополнил Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.
Говоря об этапах создания символического гобелена, Елена Шунейко отметила, что, несмотря на многолетний опыт работы в данной технике, все равно волновалась.
– Благодарна судьбе, что стала частью процесса по созданию такого красивого гобелена. Думаю, подарок в честь празднования 75-летия Великой Победы удался, и надеюсь, что, глядя на него, все будем наполняться лишь яркими, светлыми и позитивными эмоциями.
В отличие от своей опытной коллеги, молодой методист Юлия Бородина таким серьезным проектом занималась впервые. Технологию ремесла девушка уловила быстро, но за советом все же приходилось обращаться не раз:
– Одно дело – выводить орнамент и совсем другое – изображения людей, – признается она. – Тут нужно понимать, как поведет себя нить. Чрезвычайно важна и ее цветовая гамма. Найти нужный оттенок, гармоничное сочетание нескольких цветов не так просто, как может показаться на первый взгляд. Но совместная работа в четыре руки, своевременные подсказки и точные решения – и конечный результат приводит в восторг.
Акцент на том, что в регионе и стране большое внимание уделяется сохранению культурного наследия, сделала и начальник управления культуры облисполкома Елена Климович:
– В этой масштабной работе заложена часть души тех людей, что его сотворили. Она является лучшим подтверждением того, что на гродненской земле живут талантливые и трудолюбивые люди, которые сохраняют и продолжают славные традиции, – сказала она. – И очень важно, что для воплощения оригинальных и необычных идей у нас созданы все условия, благодаря чему желание творить и создавать, передавать опыт новым поколениям лишь усиливается.
Увидеть гобелен можно в Гродненском областном методическом центре народного творчества. Не исключен вариант его скорого путешествия по другим городам Беларуси.
ГП.