Тема безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов на сегодняшний день весьма актуальна. Современные грузоподъемные краны осуществляет много синхронных операций одновременно. Контролировать рабочий процесс и обеспечивать безопасность машиниста крана (крановщика) и присутствующих на площадке работников, исправность механизмов помогают специальные устройства безопасности. В связи с этим исправное состояние приборов и устройств безопасности на грузоподъемных кранах является залогом его безопасной эксплуатации, и предотвращение аварий и несчастных случаем при производстве работ. Периодичность проверки исправности приборов и устройств безопасности устанавливается заводом-изготовителем крана, в случае отсутствия в документации на кран указаний о периодичности проверки, сроки проверки устанавливаются владельцем крана.
В зависимости от типа крана (мостовой, башенный, стреловой самоходный и др.) и вида привода (электрический, механический) кран оборудуется приборами и устройствами, обеспечивающими его безопасную эксплуатацию. К таким приборам и устройствам относятся:
?ограничитель грузоподъемности – предназначен для отключения (автоматического) устройства подъема грузов и/или устройства изменения вылета стрелы (для кранов, на которых установлен данный механизм) при превышении массы груза, предназначенного к подъему, заявленной производителем грузоподъемности крана;
?концевой выключатель – предохранитель, который позволит отключить в автоматическом режиме привод при осуществлении перехода подвижных частей за пределы рабочей зоны;
?ограничитель вылета стрелы – устанавливается на стреловых кранах для отключения механизма при достижении минимального или максимального показателя;
?координатная защита – предотвращает вращение поворотной части крана и выдвижение стрелы с целью недопущения столкновений при работе в стесненных условиях;
?указатель грузоподъёмности (или указатель вылетов и грузоподъемностей) – показывает грузоподъемность крана в зависимости от вылета стрелы, установлен в нижней части стрелового оборудования в поле зрения машиниста и позволяет визуально определить, какой груз может быть поднят краном при данном положении стрелы;
?анемометр – предназначен для определения скорости воздушного потока (ветра) в промышленных условиях, выделения опасных ветровых порывов и включения при этом сигнальных устройств;
?противоугонное устройство – не позволяет кранам башенного и козлового типов сойти с рельсов под воздействием сильного ветра;
?выносные опоры – повышают устойчивость крана, разгружают рессоры и шины от воздействия грузового момента во время работы;
?тупиковые упоры – устанавливаются по краям рельсов, балок с целью предотвращения схода крана;
?буферные устройства – смягчают возможный удар упоров друг о друга (чаще всего используются подушки из резины, деревянные бруски, механизмы гидравлического типа).
?ограничитель рабочих движений – автоматический отключает механизмы подъема, поворота и выдвижения стрелы при приближении стрелы крана к проводам. ЛЭП, находящихся под напряжением. Прибором оборудуются стреловые самоходные краны (за исключением тех, которые работают на железнодорожных путях).
Это далеко не полный перечень приборов, датчиков и систем разработанных с целью обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъёмного оборудования.
Одной из основных систем безопасности кранов является тормозная система (устанавливаются на исполнительных механизмах) – основным предназначением которой является снижение частоты вращения устройств, полная остановка с целью фиксации груза в определённом положении.
Рассмотрим некоторые приборы безопасности более подробно.
Ограничитель грузоподъемности (ограничитель грузового момента) должен автоматически отключать механизмы подъема груза и изменения вылета стрелы в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность на 10% у стреловых и башенных кранов, на 15% у портальных кранов, на 25% у кранов мостового типа. После действия ограничителя грузового момента должно быть возможно опускание груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента. Проверка исправного действия ограничителя грузоподъемности у кранов, находящихся в эксплуатации, производится путем поднятия контрольного груза. Для проверки ограничителя грузоподъемности башенных строительных кранов контрольный груз, выполненный в виде точно взвешенного инвентарного железобетонного блока, должен постоянно находиться на месте установки кранов.
Ограничитель рабочих движений должен автоматически отключать механизмы поворота, подъема и выдвижения стрелы при приближении оголовка стрелы грузоподъемного крана к ЛЭП. Проверку срабатывания ограничителя при приближении оголовка стрелы крана к ЛЭП проводят на специальной площадке с использованием макета трехфазной четырехпроводной воздушной ЛЭП напряжением 220/380 В. или с помощью имитатора ЛЭП, который автономном режиме имитирует поле излучаемое линией электропередач. Срабатывание контролируемого сигнализатора обеспечивается излучением имитатора эквивалентного поля ЛЭП на расстоянии до 2,0 м между антеннами приборов. Имитатор ЛЭП может применяться для контроля работоспособности сигнализаторов приближения к линии электропередач типа АСОН, УЗК, УАС, БАРЬЕР и др.
Для предупреждения угона крана ветром и оповещения звуковым сигналом крановщика об опасной для работы скорости ветра на башенных кранах с высотой до верха оголовка башни более 15 м, кранах стреловых самоходных с башенно-стреловым рабочим оборудованием, кранах козловых с пролетом более 16 м, кранах портальных, мостовых кранах-перегружателях должны быть установлены анемометры, автоматически включающие имеющуюся на кране или установленную дополнительную сирену. При этом тип устанавливаемого прибора не регламентируется. Проверка срабатывания прибора описывается в инструкции завода-изготовителя поставляемая с прибором. Чаше всего на блоке контроля и индикации прибора имеется кнопка «контроль». При проведении испытаний проверку работоспособности анемометра осуществляют сопоставлением показателей по шкале прибора с показателями по ручному контрольному анемометру, размещенному на уровне опорного шарнира стрелы.
Концевые выключатели нередко называют просто «концевиками». В конструктивном плане это электромеханические устройства, подающие управляющие сигналы во время перемещения механизмов исполнения в то или иное обозначенное положение. Отсюда и третий вариант названия таких устройств – выключатели конечные. Концевые выключатели, или ограничители хода, автоматически отключают двигатель в случае приближения механизма к крайнему допустимому положению, если крановщик не успеет отключить контроллер или контроллер окажется неисправным. Для проверки работы концевых выключателей всех механизмов необходимо медленно, соблюдая осторожность, подвести механизм к концевому выключателю до его срабатывания. Линейный контактор должен отключиться. После срабатывания конечной защиты необходимо убедиться, что перемещение механизмов из конечной зоны возможен только в противоположном направлении.
Исправность приборов и систем безопасности залог безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, поэтому запрещается выводить из действия приборы безопасности (заклинивать контакторы, отключать ограничители подъема и грузоподъемности, тормозные электромагниты, электрическую защиту), производить работу краном при их неисправности.
Автор Провоторов Алексей Алексеевич – ведущий государственный инспектор Гродненского областного управления Госпромнадзора.