Офис по правам людей с инвалидностью и кафедра международного туризма Белорусского государственного университета подвели итоги мониторинга доступности объектов, на которых проходили мероприятия II Европейских игр, передает корреспондент БЕЛТА. “II Европейские игры стали одним из самых доступных массовых мероприятий, которые проходили в Беларуси. И хотя на всех объектах, которые мы исследовали, были недочеты, сделано очень много для повышения доступности, особенно в условиях ограниченного времени. Дирекция мероприятия шла на контакт, сотрудничала с нами, прислушивалась к советам”, – отметила координатор мониторинга, старший преподаватель кафедры международного туризма БГУ Наталья Борисенко-Клепач.
Мониторинг соответствия объектов формату “доступного туризма для всех” проводили волонтеры, которые прошли специальное обучение. Среди них были сами люди с инвалидностью, их сопровождающие, студенты и просто заинтересованные. Для исследования была адаптирована к белорусским реалиям уже известная методология. В ней перечислены нормы, которые необходимы для людей с разной инвалидностью. Например, парковка и пути движения, виды и размеры пандусов, ширина входов, адаптированность санузлов.
Волонтеры с 12 по 30 апреля исследовали 63 объекта, включенные в Карту гостя II Европейских игр, – как спортивные (все 16), так и гостиницы, фан-зоны, музеи, кафе. При этом оценивались вход, прилегающая к объекту территория, доступность туалета, наличие пандуса или подъемника, пункты организации питания, указатели и кассы. Т.е. доступность всей туристической цепочки, комплекса услуг: от приезда/прилета, информирования по всем маршрутам передвижения, наличия обслуживания и помощи во всех точках до элементарного передвижения в городе. “Мы пытались делать не статическую оценку, а влиять на доступность инфраструктуры. А также обеспечить участие самих людей с инвалидностью в этой работе”, – пояснил директор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский. С октября 2018 года проводился осмотр спортивных объектов, по многим составлен перечень рекомендаций. Например, спортивно-стрелковый комплекс им. Тимошенко изначально почти полностью отвечал всем необходимым требованиям, а РЦОП по теннису построен без учета потребностей людей с инвалидностью. На первом этаже стадиона “Динамо” появились два специальных туалета для инвалидов, множество элементов мобильности, однако сама логистика перемещения организована не совсем грамотно. Отмечено, что Национальный аэропорт соответствует уровню международных воздушных гаваней с точки зрения комплексной доступности инфраструктуры. Многое сделано и на железнодорожном вокзале, а центральный автовокзал не имеет специального санузла и не располагает приспособлениями для посадки-высадки из автобусов колясочников. Парковочные места добавились, в городе стало больше низкопольного транспорта. Но, например, приехав из центра к “Минск-Арене”, нужно как-то преодолеть подземный переход, в котором нет ни лифта, ни какого-то иного подъемника. Были реализованы мировые подходы к организации мест на трибунах, а также продаже билетов по сниженным ценам. В основном спортивные арены были наиболее приспособлены для людей с ограниченной мобильностью. И такие болельщики в итоге посетили игры. К играм удалось провести и тренинг 150 волонтеров, которые получили базовые навыки взаимодействия с людьми с инвалидностью от них самих. Волонтеры Гребного канала все без исключения прошли такую подготовку. Как отметил Сергей Дроздовский, с учетом создания базы волонтеров в стране надо эту работу продолжать. Также оргкомитетам будущих мероприятий стоит учитывать тот факт, что среди представителей различных служб наблюдалось стремление и готовность помочь людям с инвалидностью, но они не знали, как это делать правильно. “В целом те успехи, которые мы отметили, – билетные сервисы, обеспечение доступности для маломобильных и другие – должны быть закреплены и реализовываться дальше как норма”, – резюмировал Сергей Дроздовский. Предстоит еще серьезно поработать над информационным сопровождением мероприятий с учетом потребностей людей с инвалидностью: нужно больше указателей о сервисах для них, в буклетах по объектам городской инфраструктуры должна размещаться информация об их доступности.
По словам Натальи Борисенко-Клепач, сегодня примерно 8-11% мирового турпотока представляют собой инклюзивный туризм. Целевая аудитория этой формы туризма – это не только инвалиды, но и пожилые люди, родители с маленькими детьми, туристы с нестандартными размерами, путешественники с большим багажом и даже просто не владеющие языком страны приезда. Создание универсальной среды и набора услуг для всех них очень важно. Пожилое население прирастает – сегмент таких путешественников тоже. Кроме того, Беларусь ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и имеет внутристрановые документы, которые требуют от поставщиков услуг соблюдения определенных норм. Есть и экономические предпосылки. Специфика и сложность создания условий для инклюзивного туризма в том, что нужно ориентироваться на очень разноплановую группу, которая требует разного набора сервисов. Инвалидам-колясочникам нужно одно, незрячим – другое, пожилым – третье и т.д. С другой стороны, люди с инвалидностью в большинстве случаев путешествуют с компаньонами, соответственно их расходы в стране пребывания выше. Они чрезвычайно лояльны – если сервис понравился, вероятность того, что они воспользуются им вновь, больше. И само путешествие длится, как правило, дольше. То есть создание универсальной среды для инклюзивного туризма – не просто требование времени, но и потенциал для роста дохода от туризма в целом.