Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи обязательно играют классные руководители. Ведь именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и, конечно, участвуют в ее реализации.
Любая деятельность работы классных руководителей с семьёй начинается с обязательного изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию этой работы. Чтобы своевременно начать работу по ранней профилактике неблагополучия в той или иной семье, нужно, во-первых, выявить эти семьи и их проблемы, а во-вторых, определить очередность их решения в соответствии со степенью актуальности для каждой конкретной семьи.
Именно поэтому каждый учебный год в нашем учебном учреждении начинается со знакомства и изучения особенностей каждой поступившей в школу семьи и, конечно, продолжение работы с уже знакомыми семьями. Посещение семьи – дело сложное, тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недоработка – и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, поведать о своих бедах. Большинству неблагополучных семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь.
Для того, чтобы оказать таким семьям поддержку, важно, чтобы каждый классный руководитель владел нормативными документами, необходимыми для грамотной и своевременной помощи.
Именно с этой целью в нашей школе был проведён внутришкольный семинар классных руководителей 1-9 классов.
На семинаре было проведено собеседование с классными руководителями на предмет владения нормативными документами по реализации Положения о признании детей находящимися в социально опасном положении, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22.
Также был определён главный ответ на вопрос: «Что нужно для успешного сотрудничества классного руководителя и семьи?»
Взаимодействие педагогов, родителей и детей может быть успешным, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют планирование, подводят итоги деятельности. Одна из главных задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.
В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
В.А.Брухан, учитель истории (ГУО «Костенёвская базовая школа Слонимского района»).