28 декабря – Международный день кино. Сегодня хотим ознакомить вас с необычными фактами о всеми любимых советских фильмах.

Рабочее название четырехсерийного художественного телефильма «Большая перемена» изначально звучало как «Приключения школьного учителя». Этот факт настолько оскорбил наставников 1970-ых годов, что они просто забросали редакцию газеты «Вечерняя Москва» письмами, полными возмущений. Ну, как педагогика может быть темой для комедий. Это тяжкий труд, а не хаханьки! На защиту учительских интересов стало даже Министерство образования, и съемочной группе срочно пришлось придумывать новое название.

Бюджет фильма «Здравствуйте, я ваша тетя» про родственницу-самозванку из страны «диких обезьян» был весьма скромным, поэтому снимающим приходилось сильно экономить буквально на всем. Работали только две камеры, в качестве локации выбрали маленький павильон, костюмы шили в одном экземпляре и старались снимать с одного дубля, чтобы беречь пленку. Кстати, момент боя тортами поверг в шок костюмера – сестру Ноны Мордюковой. Та же слезно просила, снять все с первого раза, чтобы не ждать, пока костюмы постираются и высохнут. Но Колягин и Джигарханян так хохотали, видя друг друга в креме, что переснимать пришлось не единожды.

Вячеслав Тихонов, исполнитель главное роли Штирлица в многосерийном фильме «17 мгновений весны», наверное, пожалел, что, поддавшись веяниям моды сделал на тыльной стороне руки наколку «СЛАВА». Ведь на съемках гримерам приходилось постоянно закрашивать ее, чтобы «не сдать» советского шпиона зрителю. А для кадров, где руки Штирлица нужно было снять крупно, и вовсе приглашали другого человека.

Курортные сцены на море из фильма «Любовь и голуби» снимались в Батуми. Но не летом, а в ноябре, когда температура воды была около 14 градусов, да и в воздухе витал осенний холод. И как только Александр Михайлов и Людмила Гурченко не отвлекались на этот факт и безмятежно гуляли в купальных костюмах по пляжу, будто на улице самый разгар жаркого сезона?

А вот актеры из фильма «Девчата», наоборот, парились в тулупах и меховых шапках, снимаясь августовской жарой в поселке Тверской области на настоящей лесоперерабатывающей базе. Причем работа предприятия остановлена не была. Просто съемочную группу разместили на нижнем складе, где вручную «сделали зиму». Снег имитировали ватой, солью, пенопластом, нафталином, наморозь – известью, морозный пар – специальным газом.

Маленькая сцена с рыбалкой в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука» чуть не стоила Анатолию Папанову не только здоровья, но и нервов. Несколько часов актер провел в холодной воде и, узнав, что очередной дубль испорчен по вине одного из сотрудников, в сердцах крикнул в его адрес «Идиот, тьфу!». Режиссер был в восторге от искренности этой констатации и решил вставить случайно снятый момент в картину.

Баскетболистка, филолог, инженер, продавец и искусствовед – мало, кто знает про эти «тайные стороны» «жен Абдуллы». Нет, эти женщины не были замечены в фильме, прячущими кассовый аппарат или мяч. Просто местные девушки не согласились сниматься в ленте, и в паранджу нарядили обычных москвичек, привезенных специально. Кстати, вы знали, что смотреть «Белое солнце пустыни» перед отлетом – традиция космонавтом. Фильм считают образцом операторской работы и используют как наглядное пособие для обучения последних качественной съемке.

О своей профессиональной смекалке Жанна Мелконян, художник по костюмам легендарного фильма «Москва слезам не верит», не раз рассказывала популярным изданиям о моде. Ведь многим было не понятно, как в условиях дефицита 80-ых можно было создать не только стильную картинку, но и новые дизайнерские тренды. Например, носить белые носки с туфлями. А ведь по началу такое решение было практичным: в съемках использовались туфли 50-ых годов, загрубелая кожа которых натирала босые ноги. Не понравились Жанне и костюмы 50-ых. В них молодые актрисы превратились в старушек. Поэтому было принято решение искать старые ткани и шить из них одежду на новый лад. Проблема была в том, что эти ткани уже реализовали – нашили матрасов. Вот и получается, платья на актрисах – из матрасов. Также на костюмы пускали мужские брюки, галстуки. Впервые на советском экране появились и джинсы – на актере Баталове.

Режиссер Эльдар Рязанов волей случая и сам снялся в своей «Иронии судьбы» – в роли соседа-пассажира, на плечо которого во время полета кладет голову Женя Лукашин. Появляются в кинокартине также Людмила Гурченко и Андрей Миронов – в эпизоде, когда Ипполит приходит к Наде, а в этот момент по телевизору идет музыкальный фильм «Соломенная шляпа», где актеры и играют. Кстати, к Новому году картину пришлось приурочить из-за обвинений в пропаганде пьянства. Перед премьерой Рязанов под пристальными взглядами людей из парткома записал видеообращение, где намекнул, что герой выпил по случаю праздника.

Елена ЮШКЕВИЧ, по материалам из Сети

Поделиться
Перейти к содержимому