Чтобы познакомить учителей-дефектологов районного методического объединения пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений общего среднего образования с интересными педагогическими находками коллег; проложить дорогу педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов, в апреле 2022 года на базе ГУО «Средняя школа №8» состоялся фестиваль педагогических находок на тему “Коррекционный и воспитательный потенциал работы с текстом”. Программа фестиваля состояла из открытого коррекционного занятия, мастер-класса, выставки-панорамы использования технологии визуализации при работе с текстом, презентаций опыта работы учителей-дефектологов. Уже в момент зачисления в ПКПП одним из ведущих критериев определения нарушений речи являются затруднения в оформлении учащимися связного высказывания, поэтому предложенная методическая тема вызывает огромный интерес.
Во время открытого коррекционного занятия по теме «Дифференциация звуков [Л] и [Л`] в предложениях и тексте» учитель-дефектолог ГУО “Средняя школа № 8 г.Слонима” Мистерович Т.О. продемонстрировала возможности создания практических упражнений для коррекции механизмов компрессии и развертывания текста с помощью инструмента ExpressPoll программы ActivInspire. Использование педагогом во время коррекционного занятия авторского методического продукта, выполненного в технике аппликационного скрайбинга, значительно облегчило учащимся с нарушением письменной речи составление пересказа текста.
Внедрению использования технологии визуализации при работе с деформированным текстом способствовал мастер-класс, проведенный учителем-дефектологом ГУО «Средняя школа № 8 г. Слонима» Антоновой А.А. Педагог организовала освоение участниками фестиваля методической системы работы с деформированным текстом с использованием скетча и таймлайна, а также поделилась своими наработками – текстами с пропущенными словами, где вместо слов – картинки.
Эффективный опыт современных педагогических технологий работы с текстом собран в едином информационно-образовательном ресурсе. На платформе представлена, по сути, онлайн-библиотека учебных материалов. Так как в ЕИОР нет раздела «Специальное образование», учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа №9 г. Слонима» Лапко И.В. презентовала возможности апробации и использования материалов по литературному чтению I ступени общего среднего образования для коррекции разных видов дислексии.
Коррекционная работа не может не быть не воспитывающей. Одна из возможностей воспитательного потенциала коррекционного занятия – формирование морально-этической лексики у учащихся с нарушением речи. Руководитель РМО Смурага М.А. продемонстрировала накопленный опыт использования инфографики, облаков слов, кроссенса, диаграмм Вена. Наиболее удачными для формирования морально-этической лексики, по мнению учителя-дефектолога, являются следующие цифровые ресурсы: https://www.canva.com, https://wordcloud.pro. Смурага М.А. отметила, что словарная работа на коррекционных занятиях не дублирует уроки русского языка, а готовит почву для осознанного изучения явлений языковой действительности. Опыт работы, представленный учителем-дефектологом, позволил коллегам расширить и углубить профессиональные знания, необходимые при организации коррекционной работы в ПКПП. Учителя-дефектологи решили составить библиотеку текстов для формирования морально-этических высказываний учащихся из рассказов, направленных на автоматизацию звукопроизношения в профессиональном интернет-сообществе «Чистая речь».
Во время фестиваля работала выставка-панорама «Использование технологии визуализации при работе с текстом». Учителями-дефектологами были представлены статьи из опыта работы, памятки, буклеты, нейропсихологические игры, дидактические материалы к коррекционным занятиям.
Учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа №4 имени П.И. Батова г. Слонима»
Руководитель РМО, Смурага М.А.