Общеизвестно, что с появлением в семье первоклассника, у родителей прибавляется хлопот и проблем. Поэтому следующие рекомендации будут уместны.
Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не надоедайте из-за мелочей, не укоряйте за ошибки и промахи, даже если вчера предупреждали.
Не торопите. Умение рассчитывать время – это ваша задача, и когда она вам плохо удается, это не вина ребенка.
Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, потому что до школьного завтрака ему доведется много поработать.
Никогда не предупреждайте на прощание: «Смотри ж, не проказничай!», «Веди себя хорошо!», «Чтобы сегодня не было плохих оценок!» и т.д. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов: у него впереди тяжелый день.
Когда видите, что ребенок чем-то опечален, но молчит, не допрашивайте, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
Забудьте фразу: «Что ты получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не сыпьте на него тысячи вопросов, дайте расслабиться, вспомните, как вы себя чувствуете после рабочего дня. Когда ребенок очень возбужден, когда желает чем-то поделиться, не отмахивайтесь, выслушайте: это не займет много времени.
Выслушав замечания учителя, не спешите давать ребенку нагоняй. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил наедине. Кстати, всегда нелишне выслушать две стороны.
После школы не спешите сажать ребенка за уроки, нужно 2-3 часа отдохнуть (а лучше полтора часа поспать) для восстановления сил. Не заставляйте ребенка делать все уроки за один раз, после 15-20 минут занятий необходимо делать 10- 15 минутные остановки, лучше, когда они будут подвижные.
Во время подготовки уроков не стойте у ребенка над душой, дайте ему возможность работать самостоятельно, но когда ему нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, выдержка («Не волнуйся, у тебя все получиться!», «Давай разберемся вместе!»), похвала (даже когда не очень получается) необходимы.
Разработайте единую тактику в семье, свои разногласия насчет педагогических приемов решайте без ребенка.
Наталья ЗЛОТНИКОВА,
педагог-психолог гимназии № 1 г. Слонима