— Волнуешься?

— Нет. А ты волновалась перед экзаменом?

— М-м, нет. Я была в ужасе…

 В. Гавеля


Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Во время подготовки и сдачи экзаменов резко увеличивается нагрузка на нервную и сердечно-сосудистую системы. Ситуация неопределенности и ограничение времени, индивидуальные особенности организма и низкая стрессоустойчивость, негативные ограничивающие установки  («я не сдам», «не получится», «все плохо»,  «я ничего не помню»…) – все эти факторы усиливают экзаменационный стресс.   Педагогами и психологами доказано, что психологическая подготовка к экзамену не менее важна, чем знание самого предмета!

Психологическая подготовка к экзаменам организована и в государственном учреждении образования «Средняя школа №4 имени П.И. Батова г. Слонима».  В мае в  9-ых классах прошли тренинговые занятия «Готовимся к экзаменам!». Выпускники учились справляться с тревогой и внутренним  напряжением, развивали навыки самоконтроля,  вырабатывали конструктивное отношение к экзаменам, повышали уверенность в себе.

Ведь формирование  адекватного отношения к экзамену предполагает  веру в себя. Чем меньше веры в свои собственные силы, тем больше страх, который может парализовать и даже свести к нулю все старания. Для преодоления страха и повышения уверенности в себе может помочь довольно простое упражнение «Я боюсь экзамена!».

Напишите на бумаге фразу, обозначающую суть вашего страха. Посмотрите, как вы ее написали: большими или маленькими буквами, вверх или вниз уходит строка? Какие чувства вызывает у вас запись на бумаге: подавленность, растерянность, страх?

Например, вы написали “Я боюсь экзамена” мелким нервозным почерком. А теперь перепишите эту фразу так: букву “Я” сделайте большой – на половину листа, а слова “боюсь экзамена” напишите маленькими буквами. Как изменились ваши чувства? Зачастую только изменение графического начертания слов меняет наше отношение к предмету страха. Ключевые слова проблемы нужно изобразить так, чтобы она перестала вызывать стрессовые эмоции. Измените смысл фразы. Например, если вы написали: “Я боюсь экзамена”, то перепишите ее так: “Каждый экзамен для меня – праздник!”

Напишите фразу крупным почерком, разрисуйте буквы так, как это бывает в школьном букваре: украсьте их флажками, звездочками, цветами. Фраза должна выглядеть на бумаге веселой картинкой. Используйте цветные фломастеры: любимые цвета усиливают позитивный эффект.

Создайте у себя положительную установку на сдачу экзамена.

Формируйте позитивные цели.

Живите в измерении «здесь и сейчас». Не сражайтесь с призраками

прошлого.

Одновременно делайте только одно дело.

Работая, умейте расслабляться.

Позаботьтесь о своем внешнем виде.

Побеждает лишь тот, кто верит!

 

Педагог-психолог СШ № 4  Е.В.Феденя

Поделиться
Перейти к содержимому