— Волнуешься?
— Нет. А ты волновалась перед экзаменом?
— М-м, нет. Я была в ужасе…
Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Во время подготовки и сдачи экзаменов резко увеличивается нагрузка на нервную и сердечно-сосудистую системы. Ситуация неопределенности и ограничение времени, индивидуальные особенности организма и низкая стрессоустойчивость, негативные ограничивающие установки («я не сдам», «не получится», «все плохо», «я ничего не помню»…) – все эти факторы усиливают экзаменационный стресс. Педагогами и психологами доказано, что психологическая подготовка к экзамену не менее важна, чем знание самого предмета!
Психологическая подготовка к экзаменам организована и в государственном учреждении образования «Средняя школа №4 имени П.И. Батова г. Слонима». В мае в 9-ых классах прошли тренинговые занятия «Готовимся к экзаменам!». Выпускники учились справляться с тревогой и внутренним напряжением, развивали навыки самоконтроля, вырабатывали конструктивное отношение к экзаменам, повышали уверенность в себе.
Ведь формирование адекватного отношения к экзамену предполагает веру в себя. Чем меньше веры в свои собственные силы, тем больше страх, который может парализовать и даже свести к нулю все старания. Для преодоления страха и повышения уверенности в себе может помочь довольно простое упражнение «Я боюсь экзамена!».
Напишите на бумаге фразу, обозначающую суть вашего страха. Посмотрите, как вы ее написали: большими или маленькими буквами, вверх или вниз уходит строка? Какие чувства вызывает у вас запись на бумаге: подавленность, растерянность, страх?
Например, вы написали “Я боюсь экзамена” мелким нервозным почерком. А теперь перепишите эту фразу так: букву “Я” сделайте большой – на половину листа, а слова “боюсь экзамена” напишите маленькими буквами. Как изменились ваши чувства? Зачастую только изменение графического начертания слов меняет наше отношение к предмету страха. Ключевые слова проблемы нужно изобразить так, чтобы она перестала вызывать стрессовые эмоции. Измените смысл фразы. Например, если вы написали: “Я боюсь экзамена”, то перепишите ее так: “Каждый экзамен для меня – праздник!”
Напишите фразу крупным почерком, разрисуйте буквы так, как это бывает в школьном букваре: украсьте их флажками, звездочками, цветами. Фраза должна выглядеть на бумаге веселой картинкой. Используйте цветные фломастеры: любимые цвета усиливают позитивный эффект.
Создайте у себя положительную установку на сдачу экзамена.
Формируйте позитивные цели.
Живите в измерении «здесь и сейчас». Не сражайтесь с призраками
прошлого.
Одновременно делайте только одно дело.
Работая, умейте расслабляться.
Позаботьтесь о своем внешнем виде.
Побеждает лишь тот, кто верит!
Педагог-психолог СШ № 4 Е.В.Феденя