Дело всей жизни. Рассказываем, как воспитатель-подполковник из Слонима растит патриотов

Журналисту «ГП» Василий Рапьевец рассказал, как нашел свое призвание.

Руководитель по военно-патриотическому воспитанию средней школы №9 имени И. М. Сухомлина, что в Слониме, подполковник запаса Василий Рапьевец способен взрастить в сердцах и умах молодежи уважение к истории своей страны и ее традициям. Конкурс на лучшего руководителя по военно-патриотическому воспитанию, который прошел в Беларуси впервые, – подтверждение его таланта. 

После победы на областном этапе конкурса Василий Георгиевич вышел в республиканский финал, где был удостоен дипломов II степени Министерства образования и Министерства обороны в номинации «Лучший руководитель по военно-патриотическому воспитанию учреждения общего среднего образования». Журналисту «ГП» он рассказал, как нашел свое призвание.

Работа в школе сложнее, чем служба в армии

В этом человеке переплетаются призвание учителя и стальная воля, опыт армейской службы и забота о подрастающем поколении. В СШ №9 Василий Георгиевич работает почти 11 лет. Уволившись в запас с должности начальника метрологической службы 11-й отдельной гвардейской механизированной бригады, пришел сюда работать воспитателем кадетского класса. Вскоре стал начальником кадетского корпуса, а с 2021 года руководит военно-патриотическим воспитанием учеников школы.

К слову, первые в стране кадетские классы появились более 27 лет назад именно в этой слонимской школе. Инициатором и родоначальником кадетского движения стал тогда подполковник запаса Виктор Николаевич Пенза.

По словам Василия, с первого дня работы в школе он нашел себя. Хотя для многих его сослуживцев казалось необъяснимым, как человек, прошедший непростую военную службу, решает посвятить свою жизнь на заслуженном отдыхе еще более непростой, по их мнению, и ответственной работе с детьми.

СБ (5).jpg

– Когда я пришел в школу, понимал, что в чем-то это будет даже сложнее, чем служить в армии, – признается Василий Рапьевец. – Современные дети непростые, к их желаниям и интересам нужен особый подход. Я работаю с будущим, каждый день понимая, что моя задача – не сломить их, а поддержать, научить.

Он уверен: важно найти подход к каждому ребенку.

– Я из армейской среды. У нас в армии говорили «перпендикулярно» и «параллельно». Других углов у меня тогда не было. То есть или плохо, или хорошо. А работа в школе заставила смотреть на все под разными углами, видеть все не только в черно-белом цвете, а во всех тонах и красках. Считаю, даже имея дело с самыми трудными детскими характерами, нужно обязательно найти причину нестроений. В первую очередь надо попытаться понять, почему он так себя ведет, – поделился Василий Рапьевец.

За годы службы в армии Василий научился ценить командный дух. В школе, по его словам, это очень важно.

– Мы учим детей работать в команде, уважать друг друга и ценить каждый вклад в общее дело. Каждый из них – это будущее нашей страны, и я горжусь тем, что могу внести в это будущее свою лепту, – дополнил руководитель по военно-патриотическому воспитанию.

Поиски ответов в духовной семинарии

Уроки и факультативы, которые он проводит, не сводятся к сухой теории. Они наполнены практическими занятиями. Например, факультатив «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма», который он проводит в 5-7-х классах, – один из самых любимых у ребят и у самого педагога.

– На уроках этого факультатива мы говорим о тех вещах, которых, к сожалению, не встретить в школьной программе. Общими словами, о смысле человеческой жизни. И первое занятие в программе факультатива так и называется – «Смысл жизни человека». Если тему преподавать со знанием дела, ученикам становится настолько интересно, что ни один смартфон этот интерес не заменит, – вводит в курс дела собеседник.

Урок нравственности в классе Православной культуры.JPG

Василий Георгиевич искренне убежден, что настоящая любовь к Родине начинается с глубоких раздумий о смысле жизни, и считает: только осознав, для чего мы здесь, можно понять, что значит быть патриотом.

Для него патриотизм – это не просто гордость за флаг или гимн, это глубокое чувство ответственности за будущее, которое мы передаем последующим поколениям. Педагог учит детей осознавать, что патриотизм – это любовь и уважение к близким, к семье, к родной земле, к народу, в котором наши корни. Это готовность встать на защиту тех, кого мы любим, и стремление сделать мир вокруг лучше.

– Настоящий патриотизм можно прививать тогда, когда человек сам понимает, для чего он живет. Сам однажды задался этим вопросом. Чтобы в этом нормально разобраться,  уже немолодым пошел учиться в духовную семинарию, – рассказал Василий Рапьевец.

СБ (7).jpg

Оказывается, он руководил православным военно-патриотическим клубом «Пересвет», созданным 15 лет назад совместно с настоятелем храма преподобномученика Афанасия Брестского в Слониме протоиереем Владимиром Бобчиком на базе воскресной школы и 11-й механизированной бригады. Трижды в неделю около 15 подростков погружались в интереснейшую жизнь клуба.

СБ (6).jpg

Дело всей жизни

Безусловно, такой опыт помогает Василию сегодня в его нынешней деятельности. Он упорно работает над тем, чтобы зажечь в каждом ребенке искру патриотизма, гордости за свою страну. Глядя на его учеников, можно с уверенностью сказать, что эта миссия выполняется успешно. Они, к слову, поддерживали своего наставника во время каждого этапа республиканского конкурса на звание лучшего руководителя по военно-патриотическому воспитанию. Рядом были и воспитанники, и выпускники, и, конечно, любящая семья. Благодаря его внукам – Тихону, Тимофею и Трофиму, кадетам Илье Левому и Роману Совца, выпускникам школы – курсанту военного факультета ГрГУ имени Янки Купалы Ивану Бочко и курсанту Военной академии Беларуси Артемию Ширко, финальное самопредставление стало по-особенному душевным.

Внуки Василия Георгиевича, к примеру, представили на сцене трогательный эпизод: они нашли дедушкин суворовский альбом и стали в стихах расспрашивать у него о значимых этапах его жизни – об учебе в Суворовском училище в Минске и военном училище в Ленинграде, об офицерской службе в большой стране и за границей.

К слову, Василий Рапьевец, человек, который, как он сам говорит, вовсе не поэт, вдруг обнаружил в себе дар, когда работал над сценарием для выступления. Слова сами слетали с пера, превращаясь в стихи. В каждой рифме была отражена его любовь к своей семье, военной службе, ученикам, Родине и жизни.

Кульминацией интереса внуков становится вопрос о нынешнем главном деле жизни офицера: «Дед, а что за дело жизни у тебя?» – спросили мальчишки. Ответ Василия Георгиевича беспрекословный: научить такой же любви к стране и близким своих воспитанников, среди которых и его кадеты, и его внуки.

 

Поделиться
Перейти к содержимому