Это сейчас Ярутичи – стали маленькой деревней, в которой живет всего несколько десятков жителей, а 500 лет назад – это был своеобразный культурный, общественный и религиозный центр южной Слонимщины. Лингвисты считают, что название деревни Ярутичи Новодевятковичского сельсовета происходит от слова “яр” (крутой, не затапливаемый склон), а историки, в свою очередь, выдвигают предположение, что на месте этого населенного пункта в древности находилось языческое святилище в честь бога Солнца – Ярилы. В письменных источниках XVI века “село Ярутичи” – это собственность великого князя литовского, центр одноименного войтовства.
БОЯРСКОЕ СЕЛО
В конце XVI века основная масса жителей села Ярутичи именовалась “земянами, боярами, шляхтой”. Бояре – представители дворянского сословия Речи Посполитой, изначально были исключительно воинским сословием, обладали земельной собственностью, освобождались от всех повинностей, кроме денежного налога – “чинша”. Среди “Ярутицких земян” в “Актах о копных судах” упоминаются Панас Зинович, Кузьма Гнедкович, Бакул Пилипович, Андрей Давыдович и другие. Бояре за свой счет должны были иметь полную военную экипировку, содержать боевого коня, чтобы в случае войны встать на защиту Родины.
КРАЖА УЛЬЕВ У ВОЙТА
Записи древних “Актов” говорят о том, что жители Ярутичей активно занимались бортничеством. В окрестностях села проживало много “полазников” – людей, умеющих “выбирать мед” и “пасти пчел”. Мед в то время ценился “на вес золота”, поэтому “копные суды” (народные суды общественности) нередко занимались урегулированием “спорных вопросов” между местными бортниками.
Так, 6 мая 1560 г. завершилось расследование кражи трех пчелиных ульев у “подданного господарского, войта Ярутицкого” Данька Бордзиловича. Нужно отметить, что перед этим два раза собирались “копы”, на которых были подданные и “полазники всих панов Мелешков Девятковские, але винного есмо не нашли”.
На третьей “копе все подданые господарьские войтовства Ярутицкого и инших людей немало, подданные пана Василия, пана Авраама Мелешков и пана Суходольского становилися”… И тут выяснилось, что “полазник пани Мелешковое Сенчило Кгинкгович”, который был избран за всех подданых панов Мелешко присягнуть, “ку присязе не стал”, чем вызвал недовольство и подозрение у соотечественников. Согласно “копному обычаю”, за невыход на присягу, суд возложил на Сенчилу вину за кражу и “всказал за одны бчолы платить 30 грошей, а за двух приживаные по 15 грошей”.
ПОИСКИ КОНОКРАДА
В июне 1560 г. у жителя Ярутичей Андроса Давыдовича были украдены две лошади. Собирались две “копы”, но расследование не дало результата. На третью “завитую копу” Андрос позвал “Переволоцких людей” и жителей других отдаленных деревень. К назначенному часу все вышли, и только Тимофей Усович, “слышачи о той копе, сам втек проч, а быдло свое все у войта Переволоцкого Ждана зоставил”. Войт Ждан рассказал, что перед уходом Тимофей “четверо быдла у него самого пограбил”.
Расследуя это дело, Слонимский староста Григорий Волович приказал Переволоцкому войту найти беглеца за четыре недели, а если не найдет, то “мает тую шкоду всю сам платить, которое меновано, ижъ за свирепу (кобылу) – 80 грошей, а за коня – 80 грошей”.
ДЕЛО О ПОДЖОГЕ ГУМНА
В 1576 г. король польский и великий князь литовский Стефан Баторий (1533-1586 гг.) подарил Ярутичи в пожизненное владение одному из своих “полевых командиров” – шляхтичу Войтеху Хибицкому. В то время, когда пан Войтех “правил Ярутичами”, а именно, в ночь с 1 на 2 ноября 1577 г., неизвестные подожгли в Девятковичах гумно подданого пана Аврама Мелешко – Радюка Панасовича.
В расследовании поджога вместе с возным (судебным приставом) Павлом Миколаевичем, участвовал и подданый пана Войтеха Хибицкого, житель Ярутичей Степан Радевич.
25 ноября 1577 г. в слонимский замок к подстаросте слонимскому Офанасу Гавриловичу пришли участники расследования, – “розных панов люди, сами от себе и от всих поспол, на копе с ними будучих”. Возный Павел рассказал, что в гумне “з тыну робленом” у Радюка “згорело жита коп 20, молоченого жита бочек 15, пшеницы полторы бочки, ечменю 30 коп, овса 15 коп, гречихи 12 коп, сена возов 20…”. Кроме этого, сгорела лошадь и жеребенок Павла Войткевича – подданого Ивана Мелешко. Общий ущерб составил 15 коп и 59 грошей.
На третьей “копе” Ярутичские бояре высказали свои подозрения, “некоторые непади и помовки в посварах”, на подданного пана Федора Олехновича Мелешко Девятковского – Андрея Чортка.
Пострадавший Радюк заявил: “Я запаленья гумна своего и тое шкоды собе ни от кого не маю, только от того Андрея Чортка, на которого дей смелее и присегнути хочу”. В то время, для того, чтобы присягнуть в церкви перед Богом и людьми, должны были быть серьезные основания, и последствия такого поступка могли быть самыми драматичными.
Когда пришел день, назначенный для присяги, Радюк Панасович “присягать при церкви в Девятковичах был готов и хотел присягать, но Андрей Черток, не ведучи его до присяги, за шкоды все вклады возместил”, то есть подозреваемый возместил часть убытков, а за собой “оставил право вольное самому винного искать”. Чем закончилось это дело не известно, но Радюк в суде сказал, что с таким возмещением убытков он не согласен: “Еднанья мне досыть не стало”.
ДЕРЖАВА КОНДРАТА МЕЛЕШКО
У пана Войтеха Хибицкого кроме Ярутичей было еще несколько имений и домов, в том числе в Гродно и в Вилькомире (теперь Литва). В “Актах Вилькомирского суда” есть несколько записей по “Делу Богдана Копця с Войцехом Хибицким” (1596 г.), в которых рассказывается, как шляхтич вел многолетние тяжбы со своими соседями по поводу спорных сенокосов и пастбищ. В 1610 г., подорвав нервы и здоровье в “судебных баталиях”, пан Войтех ушел в мир иной. После его смерти “Ярутяне и Сосновляне” вошли в “державу” Гродненского земского судьи Кондрата Мелешко из многочисленного “клана” известных Девятковичских магнатов.
В 1614 г. пан Кондрат отдал Ярутичи в аренду шляхтичу Матею Дуброве, который владел ими до 1619 года.
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ
Обращаем внимание читателей, что в деле о поджоге гумна в Девятковичах, датируемом в “Актах о копных судах” 25 ноября 1577 г., есть упоминание о церкви в Девятковичах. Похоже, что это первое упоминание о храме, уже существовавшем в то время в Старых Девятковичах. До этого считалось, что храм здесь существовал с 1675 г.
Возвращаясь к Ярутичам, отметим, что есть косвенные указания на то, что в XVI веке здесь тоже был свой храм, однако сведения о нем пока не найдены.
Много интересных материалов о церкви Рождества Богородицы в Ярутичах содержится в исследовательской работе священника Леонида Барбажинского. Приведем несколько цитат: “В 1882 г. из бутового камня собственными усилиями и средствами, крестьяне д. Ярутичи на местном кладбище соорудили церковь, приписную к Мизгеровской церкви. 30 августа в 1882 г. Коссовским благочинным протоиереем Иульяном Михаловским в сослужении еще некоторых священников храм был освящен в честь Рождества Божьей Матери”.
Отец Леонид пишет о том, что церковь на кладбище “была построена на месте усыпальницы” и в довоенные годы находилась в приличном состоянии.
В учетной карточке в 1960 г. была сделана запись: “Фундамент и стены церкви бутовые на известковом растворе. Накрыта церковь оцинкованным железом. Перекрытия дощатые, окрашенные масленою краскою. Полы так же дощатые, но окрашены только в алтаре. При техническом осмотре не было найдено ни одного дефекта, – это свидетельство ее хорошего состояния…
Церковь до этого времени ни разу не закрывалась, но богослужения совершаются 5 раз в году, на которые в приличном количестве собираются прихожане не только этой деревни, но и близлежащих деревень. Чин отпевания при погребении всегда совершается в церкви. Ограда сохранилась с фронтовой стороны церкви. Антиминса в церкви не имеется. Колокол только имеется один маленький медный, в который звонят перед каждым богослужением. Последний ремонт был в 1937 г. Кроме технического паспорта на здание церкви, вся документация содержится в полном порядке и хранится в приходской Мизгировской церкви”.
Партийные чиновники тех лет в своем отчете за 26 декабря 1960 г. отмечали, что, “учитывая, что службы в Ярутичском храме не проводятся и верующие обращаются в приходскую Мизгеровскую церковь, он снят с учета действующих молитвенных зданий”. Здание церкви было передано Слонимскому райисполкому для использования под общественные нужды. Богослужения в храме возобновились с 1992 года.