Для комфортной жизни на приусадебном участке вам могут понадобиться хозпостройки (гараж, баня, сарай и т.п.). Чтобы строительство хозпостройки было законным, нужно получить некоторые документы как перед началом строительства, так и по его окончании. За большинством из них (разрешение, согласование проекта, акт приемки в эксплуатацию) вам следует обращаться в службу «одно окно».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Хозпостройку, построенную без получения разрешения, могут обязать снести за ваш счет, а также наложить штраф за самовольное строительство в размере от 5 до 30 базовых величин (п. 5 ст. 223 ГК, ст. 22.8 КоАП).

ШАГ 1. ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ

Если строительство хозпостройки не было предусмотрено в проекте на строительство жилого дома, то для ее возведения вам потребуется получить разрешительную документацию (ст. 21 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 г. №300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон №300-З).

Для этого вам необходимо обратиться в службу «одно окно» исполкома по месту нахождения дома с заявлением об осуществлении административной процедуры «Выдача разрешительной документации на возведение одноквартирного, блокированного жилого дома и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории на предоставленном земельном участке», предусмотренной подпунктом 9.3.1 пункта 9.3. перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 г. №200 (далее – Перечень).

На заметку

Бланк заявления и образец по его заполнению вы можете получить в службе «одно окно».

Земельный участок может находиться в общей собственности. В этом случае вместе с заявлением нужно представить письменное согласие на строительство хозпостройки остальных собственников земельного участка (подп. 9.3.1 п. 9.3 Перечня). Согласие можно написать на месте в службе «одно окно» исполкома.

Служба «одно окно» исполкома самостоятельно запрашивает у госорганов другие необходимые документы:

— свидетельство о государственной регистрации земельного участка и жилого дома;

— технические условия на инженерно-техническое обеспечение хозпостройки.

Указанные документы вы можете собрать самостоятельно.

Разрешительная документация выдается бесплатно не позднее 1 месяца после подачи заявления (подп. 9.3.1 п. 9.3 Перечня). Срок не зависит от того, запрашивает служба «одно окно» исполкома документы или вы их представляете самостоятельно.

ШАГ 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
И ЕГО СОГЛАСОВАНИЕ

Хозпостройка, как и любое другое строение, возводится на основании проектной документации (п. 5, 6 ст. 51 Закона №300-З).

За разработкой проектной документации вам нужно обратиться в проектную организацию или к индивидуальному предпринимателю, осуществляющему такую деятельность.

Готовую проектную документацию вам необходимо согласовать в отделе (управлении) архитектуры и строительства исполкома. Для этого представьте в службу «одно окно» исполкома заявление (бланк предоставят на месте) и проектную документацию. Согласование осуществляется в рамках административной процедуры бесплатно в течение 5 дней с момента подачи заявления (подп. 9.3.3 п. 9.3 Перечня).

ШАГ 3. СТРОИТЕЛЬСТВО

После получения разрешения и согласования проектной документации можно приступать к строительству хозпостройки. Строить можно своими силами или с привлечением строительной организации (индивидуального предпринимателя).

ШАГ 4. ПРИЕМКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

После окончания строительства хозпостройку нужно принять в эксплуатацию (п. 1 ст. 59-1 Закона №300-З). Для этого необходимо представить в службу «одно окно» исполкома (подп. 9.3.4 п. 9. 3 Перечня):

— заявление (бланк предоставят на месте);

— проектную документацию, согласованную исполкомом;

— разрешительную документацию на возведение хозпостройки.

После подачи документов исполком назначит приемочную комиссию, которая будет принимать хозпостройку в эксплуатацию (абз. 2 ч. 1 п. 5, п. 24 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 г. №716).

В случае если комиссия примет положительное решение, вам будет выдан акт приемки (в течение 1 месяца со дня подачи заявления) (подп. 9.3.4 п. 9.3 Перечня).

ШАГ 5. ПОЛУЧЕНИЕ НОВОГО ТЕХПАСПОРТА И СВИДЕТЕЛЬСТВА
О ГОСРЕГИСТРАЦИИ НА ЖИЛОЙ ДОМ

Хозпостройка не является самостоятельным объектом недвижимости, поскольку предназначена для обслуживания жилого дома (ст. 135 ГК). В связи с этим как отдельный объект она не регистрируется. Но вы можете получить новый техпаспорт и свидетельство на дом (п. 2 ст. 7, п. 1 ст. 38 Закона от 22.07.2002 г. №133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон №133-З).

Для этого обратитесь в местное бюро агентства по государственной регистрации и земельному кадастру (далее – агентство). Возьмите с собой следующие документы (оригиналы) (п. 12, 13 Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утв. постановлением Госкомимущества от 24.03.2015 г. №11 (далее – Инструкция №11), подп. 22.3.10 п. 22.3 Перечня):

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— разрешительную документацию на возведение хозпостройки;

— проектную документацию на строительство хозпостройки, согласованную исполкомом

— акт приемки в эксплуатацию;

— старый техпаспорт на дом.

На заметку

Копии документов остаются в агентстве, а все оригиналы возвращаются вам (п. 2 ст. 34 Закона №133-З).

Для изготовления техпаспорта может понадобиться обследование новой постройки (проверка характеристик). В этом случае сотрудники агентства выезжают к вам для проведения измерений и иных работ (П. 19, подп. 30.3 п. 30 Инструкции №11).

Оплату необходимо произвести:

1) за изготовление техпаспорта (абз. 4 п. 12 Инструкции №11). Цены утверждаются агентством. С прейскурантом можно ознакомиться на официальном сайте соответствующего агентства.

2) за выдачу свидетельства – 0,5 базовой величины (подп. 22.3.10 п. 22.3 Перечня).

На заметку

Свидетельство выдадут в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления. За дополнительную плату сроки можно сократить. Если запрашиваются документы из других госорганов, срок может увеличиться до 1 месяца (Подп. 22.3.10 п. 22.3 Перечня).

Напоминаем о том, что служба «одно окно» размещается в цокольном этаже здания Слонимского райисполкома, по адресу: Гродненская обл., г. Слоним, ул. Красноармейская, 40, каб.107.

Режим работы (в рабочие дни (кроме среды) с 8.00 до 17.00, в среду – с 8.00 до 20.00 и каждую вторую субботу месяца – с 9.00 до 13.00).

 

Служба «одно окно» Слонимского райисполкома

Поделиться
Перейти к содержимому