Владислава Петровича Филиппова помнят многие слонимчане старшего поколения. Мужчина на протяжении 52 лет с 1946 по 1998 год возглавлял типографию.

В нынешнем юбилейном для Слонимщины году Владиславу Петровичу могло бы исполниться 100 лет – свой день рождения он отмечал 10 марта. Талантливого руководителя, заслуженного работника промышленности Республики Беларусь и просто хорошего человека нет с нами почти три десятилетия. Делами родной типографии он жил до последних своих дней, несмотря на тяжелую болезнь, с которой отчаянно боролся. Верил, что поправится и реализует грандиозные творческие планы: наладит выпуск нашей печатной продукции за рубеж, ведь почва для этого была готова.

В 1998 году в возрасте 73 лет мужчины не стало, однако память о нем жива: о таких людях – участливых, решительных, справедливых, внесших огромный вклад в развитие района – нужно говорить. Для вдохновения, для мотивации.

Владислав Петрович без преувеличения – человек-эпоха. Вместе с коллективом он смог превратить небольшую городскую типографию в укрупненное предприятие (включало две бригады – Зельвенскую и Дятловскую) с современными технологиями. С его именем связаны многие реформы полиграфического дела, которые выводили слонимскую типографию на всесоюзный уровень. Предприятие всегда было в числе первых по различным показателям, дважды ему присуждалось переходящее Красное знамя государственного комитета Совета министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.

Владислав Петрович родился в 1925 году. Его родина – с ароматом чая и пряников – Тула. Рос в многодетной семье, имел двух сестер – Тамару и Валентину. Когда началась война, все трое ушли на фронт. Валя, как медик, лечила солдат в госпитале, Тамара была пулеметчицей боевого самолета. Владислав Филиппов до войны успел окончить Московский химико-технологический техникум, однако обстоятельства вынудили получить еще одно образование – в Тульском пулеметном училище. В ряды Красной Армии попал в 1942-ом в возрасте 17 лет: в военкомате сказал, что ему 21 и там поверили, ведь новобранец был очень высоким и хорошо сложенным. Служил в 8-ом механизированном Александрийском корпусе, где в августе 1943 организовали типографию партизанской газеты «На штурм».

Владислав Филиппов был назначен туда фотокорреспондентом и наборщиком. Так и прошел всю войну – сначала в составе 2-го Украинского фронта, потом – 2-го Белорусского, дошел до Германии – своими глазами видел, как разворачивалась последняя операция по разгрому фашистского логова. Был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией», «За боевые заслуги». Руководство в наградных листах отмечало, что ефрейтор Филиппов показывал себя преданным сотрудником, работая иногда по 18-20 часов в сутки и обеспечивая своевременный выпуск газеты, несмотря на частые передислокации редакции. Интересно, что о военном прошлом Владислав Петрович практически не рассказывал.

Возвращаясь из Германии, молодой ефрейтор со своими сослуживцами остановился в Слониме – здесь была военная часть, а еще – маленькая типография, где Владислав Петрович решил какое-то время потрудиться.

Спустя короткое время ему, фронтовику, честному, порядочному, с множеством заслуг перед Отечеством, предложили руководящую должность. Сомневался, просил совета у близких – те поддержали. В 1946 году Филиппов сменил на посту директора Георгия Денисовича Кобанова. На 52 года типография стала главным детищем Владислава Петровича, делом его жизни, которое он обожал и без которого не представлял самого себя – преданность профессии была бесконечной.

Слоним определил его судьбу. Здесь было суждено встретить ту, что полвека делила с мужчиной все успехи и невзгоды. Валентина Николаевна была бухгалтером в пожарной части. Встречаться молодые начали в 1945 году, вскоре поженились, стали родителями дочери Оли и сына Юры.

«Мама говорила, что с войны папа пришел тощим и больным. Только ее забота помогла поставить его на ноги. Мамины родители держали хозяйство – свиней, корову. Отца буквально откормили и отпоили. Здесь, в Беларуси, началась его новая жизнь. В Тулу он уже не вернулся», – вспоминает его дочь Ольга Владиславовна.
Владислав Петрович быстро завоевал доверие коллектива типографии.

«Он был необычайно интересным, общительным, коммуникабельным. Очень много знал, постоянно читал – имел большую библиотеку. Его мучали бессонницы, спасался книгами, – рассказывает дочка. – У него было хорошее чувство юмора и отменные организаторские способности. Папа умел дружить с простыми людьми – он был для них как отец, не чурался чужих проблем, даже житейских – помню, как устраивал детей кого-то из коллектива в садик, выбивал квартиры для сотрудников, помогал в трудных ситуациях. Он был понимающим, ответственным, и вместе с тем – требовательным, любил дисциплину. Человек слова и дела – за это его очень уважали. Он всегда с открытой душой принимал дома гостей – мама накрывала стол с самым вкусным, что в то время было, – картошкой, селедкой и винегретом. Я любила папиных друзей, таких же веселых и творческих, как и он сам».

Работе Владислав Петрович Филиппов отдавался на все сто процентов: редко находил время на обед. Поэтому жена часто отправляла в типографию Ольгу и Юру – дети носили папе горячую еду.

Владислав Петрович лично проверял состояние оборудования и даже занимался ремонтом наряду со своими рабочими – в этом человеке органично сочетались творческое и техническое начало. Дочка Ольга уверяет: не было того, что папа не мог бы починить. У него были золотые руки.

В1968 году Владислав Петрович поступил в Московский полиграфический институт. Учился с молодыми студентами. Те, впервые увидев солидного мужчину 43 лет, входящего в аудиторию, начали приветственно вставать. Владислав Филиппов не растерялся: «Ребята, вы что? Я такой же, как и вы». В этой душевной простоте и легкости и заключался секрет его незаурядной натуры.

В трудовой книге Владислава Петровича Филиппова была только одна отметка – Слонимская типография, которую он взрастил, как своего ребенка, с молодых ногтей, вкладывая в предприятие время, жизненные силы, свои несомненные таланты. Он стал директором в 21 год и покинул этот пост в 73 – с множеством творческих планов, которые не успел реализовать. Однако фундамент, заложенный директором Филипповым, оказался крепок: типография живет и развивается, но уже в новом времени.

Елена ЮШКЕВИЧ

Поделиться
Перейти к содержимому