В Василевичском сельсовете находится очень самобытная и колоритная деревня – Бабиничи. В ее названии слышится женское начало, но вся ее история говорит о недюжинном мужском характере ее жителей. Достаточно вспомнить, что здешние места связаны с деятельностью таких отважных земляков, как непримиримый повстанец Антон Бронский, борец с крепостничеством Федор Бартошин, герой битвы под Млавой Роман Керсновский (1901-1939 гг.) и знаменитый уроженец деревни – «тень Сталина», генерал- лейтенант Николай Власик (1896-1967 гг.).
НА «ОБЪЕЗДНОЙ» ДОРОГЕ
По всей видимости, место возникновения деревни было выбрано неслучайно. Она находится на своеобразном древнем «объезде» Слонима. Торговцы и путешественники, которые двигались со стороны Деречина на восток, проехав мимо Бабиничей, выезжали к урочищу «Перевоз» – переправе через Щару, и по правому берегу реки попадали на старинный Виленский тракт. Деревня до сих пор своими очертаниями показывает, где проходил торговый путь.
Возможно в древности дорога у д. Бабиничи была отмечена каменными идолами – «бабами», и эта особенность закрепилась в названии деревни. Такого же мнения и лингвист В.А. Жукевич, автор «Краткого топонимического словаря Белоруссии» (1974 г.), который считает, что название Бабиничи могло «возникнуть при ассимиляции с балтийских языков путем замены «а» на «о» (сравните белорусское «баба» и литовское «боба» (женщина)». Интересно, что деревни с названием Бобыничи (Бабиничи) есть в Витебском, Оршанском и Полоцком районах Беларуси.
Добавлю, что рядом с деревней протекает речка с очень женским названием Бабочка – левый приток Щары (бассейн Немана).
ПОКЛОНЕНИЕ КАМНЮ
В своей работе «Камень в верованиях и преданиях Белоруса» историк Михаил Мелешко (1892-1941 гг.) писал: «На камне первобытный человек приносил жертвы своим богам, справлял на них похоронные тризны. На месте великих событий человек ставил камень. В каменных гробах (дольменах) хоронил покойников, а над могилами складывал каменные курганы. Как отзвук этого еще и теперь человек на кладбищах кладет камень». На кладбище в Бабиничах много старинных каменных надгробий. Кто знает, может быть среди замшелых валунов скрываются древние «каменные бабы».
«БЕГЛЫЕ» КРЕСТЬЯНЕ
Первое упоминание о д. Бобыничи содержится в «Литовской метрике» (том 1, запись № 250). В апреле 1516 г. державца Слонимский Ян Николаевич Радзивилл вынес решение по жалобе боярина Фурса Денисовича на «дворянина господарьского» Глеба Ивашковича Зеновьевича. В суде Фурс заявил, что от него «втекли три человеки отчизных, не похожих, на имя Михалец, Гринец и Семенец», которых он через некоторое время разыскал во дворе пана Глеба. Опросив свидетелей, судья «велел тыи люди Фурсу подати в именьи его в Бобыничох, з жонами их и з детьми и со всими статки их, с чим будут они за его пришли».
Нужно добавить, что Фурс был боярином епископа Луцкого, князя Павла Гольшанского (1490-1555 гг.) – владельца богатых имений в Гольшанах, Лебедеве, Волпе и других уголках Гродненщины.
ИМЕНИЕ НАРКОВЩИНА
В 1,5 км к западу от деревни Бабиничи, в болотистом месте у истоков речки Бабочки, до 1939 года находилось имение Нарковщина. Судя по всему, основателями его были люди, имевшие имя Нарк (Нарко), или фамилию Нарковичи (Наркевичи).
Бабиничи были единственной деревней имения Нарковщина, поэтому их истории взаимосвязаны и дополняют друг друга. Первое письменное упоминание о Нарковщине относится к 1744 году. В это время жители имения были прихожанами костела Святого Архангела Михаила в деревне Луконица (Зельвенский район).
ВРЕМЯ БРОНСКИХ
В начале XIX века Нарковщиной владели представители дворянского рода Бронских. Феликс Людвигович Бронский являлся одним из богатейших людей Слонимщины, уездным предводителем дворянства. Кроме Бобыничей он владел Пиронимом и Исаевичами. Его жена Катерина-Жозефина получила от своего отца генерал-майора Адама Тимана в приданое фольварок Деревная с деревнями Саковичи, Ошнаровичи, Малышевичи и Волчуны.
Сын Феликса и Катерины-Жозефины – Антон Бронский стал одним из руководителей восстания против царского самодержавия 1830-31 гг. на Слонимщине. Его отряд насчитывал около 100 бойцов. Отряд А. Бронского был очень подвижным и действовал на севере Слонимского уезда, на территории Липичанской пущи. За мужество и отвагу, проявленные в боях, Антон получил звание ротмистра кавалерии литовско-польской. Когда восстание было подавлено царскими войсками, отряд А. Бронского вместе с другими группами повстанцев отступил в Беловежскую пущу, а затем в Королевство Польское.
КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ
Более 25 лет после подавления восстания 1830-31 гг. в Бобыничах было тихо и спокойно. В это время владельцем имения Нарковщина являлся Адам Бронский. В 1842 году он отдал Бобыничи с 120-ю крестьянами в аренду помещику Вырвичу. С каждым годом крепостной гнет усиливался. В 1852 году в Бобыничах насчитывалось 33 крестьянских двора и 361 житель, то есть в среднем в каждой крестьянской хате ютилось больше 10 человек.
В 1856 году в Бобыничи со службы в лейб-гвардии Павловского полка вернулся солдат Федор Бартошин. То, что его односельчане «влачат жалкое существование» не могло его не взволновать. Он стал рассказывать им, что в столице рабочие массы выступают за отмену крепостного права, что крестьяне «не должны работать на помещика и уже вольны».
Из отчета уездного земского исправника известно, что в 1858 году Бабиничи охватили крестьянские волнения. Часть сельчан не пошла на барщину и отказалась ремонтировать дорогу и мост, чем вызвала негодование пана Вырвича. Прибывшая на место полиция, арестовала четырех крестьян «более прочих оказавшихся виновными». Федор Бартошин и другие борцы с крепостничеством были «наказаны исправительными полицейскими мерами».
ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА
В 1861 год жители Бабиничей, как и все крестьяне, получили долгожданную свободу. Гнет крепостничества ушел в небытие и прогресс не заставил себя долго ждать. Интересен тот факт, что за 45 лет количество дворов в Бобыничах увеличилось более чем втрое. Согласно переписи 1897 г., в деревне было 111 дворов, 350 жителей. В это время в Бабиничах находились: хлебозапасный магазин, ветреная мельница, кузня и корчма.
ПОЖАР В ДЕРЕВНЕ
В 1885 году в Бабиничах случился большой пожар, вследствие которого сгорела половина дворов деревни. В сентябре 1885 года для погорельцев был разработан план нового строительства, который предусматривал соблюдение всех мер противопожарной безопасности. За 8 лет здесь было построено несколько десятков новых домов, а число жителей увеличилось более чем вдвое. В 1905 г. оно составило 765 жителей.
ПОМЕЩИК ЧИГАРЕВ
В 1889 г. сын Адама Бронского – Иосиф Адамович продал свою часть имения Нарковщина помещику Владиславу Чигареву.
Согласно «Списку землевладений в Гродненской губернии» в 1890 г., Чигарев имел 489 десятин земли: усадебной и пахотной – 234, луговой и пастбищной – 95, под лесом – 155, неудобной – 5. В Нарковщине новый хозяин построил большой усадебный дом, конюшню, «ледовню» и другие хозпостройки, отремонтировал дороги. Чигарев провел в имении масштабные мелиоративные работы, на речке Бабочке построил систему прудов, где разводил различные виды рыб.
УГОРЬ НА ГОРОХЕ
Местные жители рассказывают, что помещик Чигарев, а затем паны Керсновские разводили в Нарковщинских прудах угрей. Продавая рыбу в Слониме, они имели приличный доход.
По местной легенде помещики специально засаживали берега прудов горохом, так как бытовало мнение, что угорь любит лакомиться горохом и в его поисках выходит на берег. Рано утром слуги помещиков шли к гороховым полям и собирали угрей в густых зарослях.
Конечно же, это просто рыбацкие байки, а способность ползать предписывается угрю только исходя из формы его змеевидного тела. Угорь рыба, которая не способна дышать не жабрами.
Но почему же горох? Наши предки называли «горохом» водные растения, а именно рдест, который чем-то действительно похож на горох. По рассказам старожилов, в жаркие летние дни угря можно было видеть в зарослях рдеста. Отсюда и пошло выражение «угорь на горохе».
КЕРСНОВСКИЕ
ГЕРБА «ПОБУГ»
С конца XIX века и до 1939 года имением Нарковщина, которое находилось рядом с д. Бабиничи, влад ел и п р ед с т а в и т е л и дворянского рода Керсновских герба «Побуг». Известно, что в 1920-30-х годах Кароль Керсновский владел не только Нарковщиной, но и фольварком Михалова. Его жена Елена из рода Гноинских получила в приданое имение Чемерешник (теперь территория Деревновского сельсовета).
– Керсновские хоть и были людьми из высшего общества, но к простым людям относились по-доброму, – рассказывает житель д. Бабиничи Иван Михайлович Рогозик (1945 г.р.). – В Нарковщине стоял их большой усадебный дом. Рядом с особняком располагались обширные сад и парк, обнесенные высокой кирпичной оградой. В имении находились конюшня, коровник и другие хозяйственные постройки. Большое деревянное гумно Керсновских на высоких каменных столбах использовалось колхозниками еще в 1950-х годах.
ПАНСКАЯ «КРАХМАЛЬНЯ»
И РЫБХОЗ
Местные жители рассказывают, что на месте бывшего имения на берегу речки Бабочки и теперь еще можно найти фундаменты старых панских зданий.
– У Керсновских была своя «крахмальня» – небольшой завод, на котором из картофеля производился крахмал, – продолжает Иван Михайлович. – До сих пор в земле у реки сохранились бетонные ванны. Еще недавно был хорошо виден высокий и длинный фундамент «крахмальни». Теперь почти всю территорию Нарковщины запахали. Часть заросла кустарником. Рядом с крахмальным заводом, находилось четыре пруда с дамбами и целое хозяйство по выращиванию рыбы. Сейчас пруды обмелели и заросли.
ГЕРОЙ ОБОРОНЫ ВАРШАВЫ
У Кароля и Елены Керсновских было три сына: Роман, Георгий и Витольд. Роман Керсновский (1901-1939 гг.) сначала окончил аграрную академию в Дублянах возле Львова, а затем – философский факультет Варшавского университета. Работал преподавателем истории в Новогрудке и Слониме. Изучал и систематизировал материалы по истории Слонимщины. Его жена Ирена работала учительницей в школе. Детей у них не было.
В конце 1930-х годов Роман окончил школу подхорунжих при Центре связи Войска польского и служил в 79-м пехотном полку, расквартированном в Слониме. В марте 1939 г. он принял на себя командование взводом связи в одном из батальонов 80-го пехотного полка.
Когда войска гитлеровской Германии вторглись на территорию Польши, Роман участвовал в обороне Млавы. 3 сентября он стал командиром 6-й стрелковой роты II батальона. 23 сентября 1939 г. при обороне Варшавы, подпоручик Керсновский пытался вынести раненого солдата с поля боя и был сражен очередью из вражеского пулемета. За мужество и героизм, проявленные в боях с врагами, Роману посмертно было присвоено звание поручика.
СТРАШНОЕ СЛОВО – «ВОЙНА»
Много войн пережили Бабиничи. В годы Первой мировой войны почти все население деревни было вывезено вглубь Российской империи. Вернулась только малая часть жителей.
Великая Отечественная война и долгие годы фашистской оккупации оставили неизгладимый трагический след в памяти местных жителей.
– В годы войны фашисты жестоко расправились с жителями соседних с Бабиничами деревень Низ и Павловичи, – говорит местная жительница Елена Александровна Рогозик (1943 г.р.). – В нашей деревне тоже многие пострадали. Погибли наши родственники и знакомые, которые пытались спастись от немцев за рекой, в Ферадках.
В книге «Память. Слонимский район» перечислены имена жителей Бабинич, которые прошли дорогами войны, чтобы задушить фашистского зверя в его логове. Это рядовые красноармейцы: Григорий Григорьевич Сидорик, Павел Дмитриевич Юрчак, Василий Иванович Яговдик, Митрофан Матвеевич и Павел Матвеевич Власики. Светлая им память и низкий поклон!
САМОРОДОК ИЗ ГЛУБИНКИ
Самым известным уроженцем д. Бабиничи является Николай Сидорович Власик (1896-1967 гг.), начальник охраны И.В. Сталина, которого местные жители называют «нашим самородком», прошедшим жизненный путь от пастуха до генерал- лейтенанта.
«Я родился в 1896 г. в Белоруссии, в деревне Бобыничи, в бедной крестьянской семье, – писал в своих воспоминаниях Н.С. Власик. – Родители умерли рано, мать я не помню совсем, отец умер, когда мне было 3 года. Старшим в семье был брат (Фома), которому было 13-14 лет. Кроме брата у меня было еще три сестры (Ольга, Данута и Марцела), все старше меня. Я был самым младшим. Жить было очень трудно, земля была плохая, и было ее очень мало, и к тому же в семье не было ни одного взрослого работника. Помогали нам родственники. Тринадцати лет я ушел из дома на заработки, сперва рабочим на строительство, затем на бумажной фабрике. В 1915 г. я был призван на военную службу. За выполнение боевого задания я был награжден Георгиевским крестом I степени».
В дни Октябрьской революции, будучи в звании унтер-офицера, Власик вместе со своим взводом перешел на сторону Советской власти. В сентябре 1919 года был переведен в органы ВЧК, работал под непосредственным руководством Ф.Э. Дзержинского в центральном аппарате. С мая 1926 года стал старшим уполномоченным Оперативного отделения ОГПУ, с января 1930 года – помощником начальника. Н.С. Власик долгие годы (1931- 1952 гг.) был личным телохранителем Сталина и дольше всех продержался на этом посту.
ТЮРЬМА И РЕАБИЛИТАЦИЯ
В декабре 1952 года Н.С. Власик был арестован по делу врачей. В своих воспоминаниях он писал: «Я был жестоко обижен Сталиным. За 25 лет безупречной работы, не имея ни одного взыскания, а только одни поощрения и награды, я был исключен из партии и брошен в тюрьму».
28 июня 2000 года постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации приговор 1955 года в отношении Н.С. Власика был отменен, и уголовное дело прекращено «за отсутствием состава преступления». В октябре 2001 года дочери генерала были возвращены награды отца, конфискованные по приговору суда.
Примечательно, что Н.С. Власик никогда не прерывал связь со своей малой родиной. В сложные довоенные и послевоенные годы он несколько раз с богатыми подарками приезжал в родную деревню. Своих детей у Власиков не было, и они усыновили племянницу Надежду, дочь родной сестры Николая Сидоровича Ольги. После реабилитации генерала, его приемная дочь – Надежда Николаевна Власик-Михайлова (1935 г.р.) передала личные вещи и награды отца в Слонимский краеведческий музей. В экспозиции музея хранятся уникальные фотографии, документы и вещи, принадлежавшие нашему знаменитому земляку.
Интересно, что в Бабиничах сохранился дом (ул. Полевая, 98), в котором родился Н.С. Власик. Было бы замечательно, если бы «родная хата генерала» со временем стала своеобразным домом-музеем.
ЗАБОТА О ЧЕЛОВЕКЕ
Местные пенсионеры с удовольствием вспоминают свою молодость и те многочисленные социально-культурные преобразования, которые претерпела послевоенная деревня. В годы хрущевской «оттепели» и в последующие годы в Бабиничах были построены различные культурные учреждения: школа, магазин, фельдшерско- акушерский пункт, клуб, библиотека и т.д. Полевая улица была вымощена камнем.
Листая страницы «районки», находишь факты, что люди здесь всегда жили громадой, помогали друг другу, думали о благополучии соседей-односельчан. Так, например, в заметке «Наша забота о человеке», опубликованной в газете «За перамогу камунизма» 29 апреля 1965 года, рассказывается о работе сельского комитета д. Бабиничи во главе с председателем О.М. Сычевой.
«Участие людей в общественно полезной работе, семейные взаимоотношения, поведение в быту – все это забота сельского комитета, – сообщает «районка». – Особенно много работы в бытовой секции. Комитету стало известно, что Б. Пасюк издевался над женой и тестем. Занялись им, вызвали на свое заседание. Человек понял, что виновен и исправился.
Для Пелагеи Сидорик, муж которой долго болел, добились материальной помощи. Анастасии Яговдик помогли топливом.
Люди втягиваются в благоустройство деревни. Поставлена задача посадить в этом году около каждого дома не менее 10 декоративных и плодовых деревьев. Чтобы сократить лишние трудовые и материальные затраты, добиваемся от правления артели «Победа» создания для строительства и ремонта домов колхозников специального строительного звена».
КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ
В Бабиничах всегда жили и живут талантливые люди, мастера на все руки, самобытные народные умельцы, певцы и танцоры.
Как сообщала «районка», в 1975 году в Бабиничском сельском Доме культуры по инициативе председателя местного колхоза «Победа» А.А. Рахунка был создан коллектив художественной самодеятельности. «Действует хор, в котором насчитывается около 60 человек. Прошли первые репетиции. В программе хора – песни о Родине, русские и белорусские народные песни. Намечено создать вокальную группу», – говорится в статье.
* * *
Сегодня деревня с мужским характером переживает не самые лучшие времена. Из культурных заведений здесь остались только магазин и ФАП. Несмотря на то, что в Бабиничах много «Домов образцового порядка», на улицах чистота и уют, здесь, к сожалению, тоже имеются заброшенные, пустующие дома. С каждым годом людей в деревне становится все меньше. Старожилы уходят в мир иной. Не хочется, чтобы вместе с ними уходила и память…
Игорь ПРОКОФЬЕВ