В Сенаторском зале гродненского замка можно увидеть царские врата, которые дополняли иконостас одного из гродненских православных храмов в конце XIX – начале ХХ века.
– Представлены на выставке хоругви Софийского собора, который какое-то время располагался в Фаре Витовта, – добавляет заведующий отделом истории края историко-археологического музея Евгений Махнач.
Рядом – облачение епископа и напрестольное Евангелие, которые использовались во время богослужений в Гродненском Свято-Покровском кафедральном соборе. Гродненцы постарше вероятно предадутся воспоминаниям и, глядя на венцы, с которыми в том же храме в недалеком по меркам истории прошлом совершалось таинство венчания.
Свое место на выставке занял и макет Коложской церкви, где все стены жемчужины Принеманья еще каменные. Соседствуют с ним обнаруженные во время раскопок на Замковой горе артефакты – лампадки, кресты и голосники.
В фондах историко-археологического музея сегодня хранятся несколько тысяч икон и самые ценные из них – в серебряных окладах, также представлены на выставке.
– Многие из них в конце прошлого века пытались перевезти через границу незаконно, и они были конфискованы на таможне, – дополняет Евгений Махнач.
Центральное место в экспозиции занимают портреты известных магнатов ВКЛ Веселовских. Долгое время картины считались утраченными во время Второй мировой войны, но в 1966 году их находка в криптах костела Благовещения Девы Марии, ранее входившего в комплекс Бригитского монастыря, стала настоящей сенсацией.
Полотна с изображением известных магнатов не случайно оказались в монастырском костеле. Гродненский монастырь ордена Святой Бригиты был основан Кшиштофом Веселовским и его женой в память о рано ушедшей из жизни приемной дочери Гризельде. Сегодня эти портреты занимают видное место среди экспонатов Национального художественного музея Беларуси.
Из фондов столичного музея в Гродно приехали также семь икон «Апостольский ряд», которые долгое время хранились в том же Бригитском костеле.
– Впервые покинула стены этого костела и представлена на выставке шата святого Климентия – так называемая накидка для мощей гродненского заступника. А также кафедра или молитвенный столик конца XVII века с изображением святой Бригиты на одном из торцов, – продолжает рассказ Евгений Махнач.
Можно увидеть здесь и отличающиеся своей простотой униатские иконы XIX века. А один из самых возрастных экспонатов – «водолей» XIII века. На первый взгляд, экспонат напоминает статуэтку всадника на коне, но на самом деле это сосуд для омовения рук, который использовался в храмах.
На музейных стендах – сакральная литература и часть восстановленного архива гродненских бригиток. Из архива гродненского Бригитского костела они попали в музей более 50 лет назад. На восстановленных недавно несшитых страницах-карточках XVI–ХХ веков – регламент жизни монахинь, молитвенники и документы так называемого хозяйственного учета – договоры, описи.
Соседствует с храмовой строгостью большинства экспонатов интерактивная зона в центре зала. Из сложенных в полотно гродненского пейзажа кубиков, словно из пазлов, посетители выставки могут сложить изображения уже не существующих в Гродно храмов – Доминиканского и Кармелитского костелов, Фары Витовта. Продолжит работу выставка до марта.
СТОИТ ПОЧИТАТЬ
Исследователи из Польши и Беларуси в Гродно обсудили «Сакральную спадчыну Панямоння»