Глава государства сегодня встретился с Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым.
Отношения Беларуси и Казахстана всегда будут хорошими и добрыми. Об этом сегодня заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым. Местом проведения встречи стала резиденция “Акорда”.
“Что касается наших отношений, они всегда будут хорошими, всегда будут добрыми, и я нисколько не сомневаюсь, что мы сможем и добавить в наших отношениях”, – подчеркнул глава белорусского государства.
Александр Лукашенко отметил, что недавно принимал посла Казахстана в Беларуси и прямо ему сказал о конкретных серьезных направлениях, по которым стороны могут продвинуться в развитии сотрудничества.
Товарооборот Беларуси и Казахстана в прошлом году достиг почти $900 млн, увеличившись на 30% к уровню 2017 года. При этом белорусский экспорт превысил $783 млн. В первом квартале 2019 года объемы взаимной торговли упали примерно на 10% в сравнении с аналогичным периодом 2018-го. Товарооборот составил $171,5 млн. Сальдо для Беларуси сложилось положительное в размере $121,7 млн.
В Казахстан поставляются молоко и молочные продукты, тракторы и седельные тягачи, мебель, грузовые автомобили, лекарства, замороженная говядина, сахар, мясные продукты. Беларусь импортирует нефтепродукты, каменный уголь, рельсы, прокат из нелегированной стали, нефтяные газы, семена льна, хлопковое волокно, лук, чеснок.
Объем торговли услугами в 2018 году сложился в размере более $153 млн, экспорт – $99 млн, импорт – $54,2 млн.
В 2018 году объем казахстанских инвестиций в экономику Беларуси превысил $18,8 млн (рост в 4,8 раза), из них прямые инвестиции – $18,3 млн.
Товаропроводящая сеть белорусских предприятий в Казахстане включает более 40 компаний, созданных с привлечением белорусского капитала, а также более 170 субъектов дилерской сети. Функционируют восемь совместных сборочных производств белорусской техники и оборудования (ОАО “БелАЗ”, ОАО “МТЗ”, ОАО “Гомсельмаш”, ОАО “МАЗ”, ОАО “УКХ “Бобруйскагромаш” и другие). В Казахстане работают 256 организаций с белорусским участием, в Беларуси действует 45 предприятий с казахстанским капиталом.
Основополагающим документом практического взаимодействия является дорожная карта развития двустороннего сотрудничества между правительствами Беларуси и Казахстана на 2019-2020 годы.
О результатах пятилетия ЕАЭС 27 мая в Москве после переговоров с главой МИД России Сергеем Лавровым высказался министр иностранных Беларуси Владимир Макей. По его словам, странам за это время удалось создать систему многостороннего экономического сотрудничества, результатом которой стало увеличение взаимного товарооборота между государствами-участниками. Кроме того, наблюдается интерес к ЕАЭС со стороны третьих стран – около 30 государств уже изъявили желание заключить соглашения по зоне свободной торговли с “пятеркой”.
“Поэтому, несомненно, позитивные достижения есть, – отметил глава белорусского внешнеполитического ведомства. – Вместе с тем сохраняется еще ряд определенных ограничений, изъятий. Над этим мы, конечно же, работаем, но не хотелось бы, чтобы происходил рост этих ограничений и изъятий. Мы выступаем сейчас за то, чтобы было сочетание между евразийским и европейским экономическими интеграционными процессами, но, к сожалению, сохраняющиеся вот эти отдельные моменты внутри нашего союза приводят к тому, что некоторые внешние игроки смотрят скептически на функционирование ЕАЭС, рассматривают его как чей-то геополитический проект. Мы работаем с этими игроками, но, по нашему глубокому убеждению, нам надо решить амбициозную задачу относительно того, чтобы устранить все барьеры во взаимной торговле, развивать производственную кооперацию, обеспечить свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы”.
По его словам, в начале года сложилась такая ситуация, что модернизированные казахстанские нефтеперерабатывающие предприятия зачастую производят избыточное количество нефтепродуктов. А Беларусь в свою очередь обладает мощностями для производства нефтепродуктов высокого качества. “Для нас это не первое взаимодействие. Вместе с тем сейчас мы ведем переговоры, чтобы существенно нарастить объемы поставок”, – рассказал Анатолий Ничкасов.
Он привел пример, что уже были даны поручения о поставках нефтепродуктов для переработки в Беларуси на толлинговой основе.
Таким образом, речь идет не только о поставках в Беларусь сырой нефти, но и уже выработанных из нее нефтепродуктов. “Это не только нефть, но и ряд нефтепродуктов, которые на наших предприятиях могут дорабатываться с получением более высоких соответствующих качеств продукта”, – пояснил посол.
Анатолий Ничкасов добавил, что развитие взаимодействия с Казахстаном в области поставок углеводородов помогло бы сбалансировать двусторонний товарооборот. “Наш товарооборот растет, но находится в определенной диспропорции. Ведь более 80% в его объеме – это экспорт Беларуси. Правительства Казахстана и Беларуси ищут возможности для того, чтобы сбалансировать товарооборот. И одним из крупных элементов, который мог бы дополнить наш товарооборот, – это нефтянка. Поэтому мы сделаем все необходимое для того, чтобы этот элемент очень удачно вписался в наш товарооборот”, – подчеркнул дипломат.
Толлингом в международной практике называются операции с давальческим сырьем. Это переработка иностранного сырья с последующим вывозом готовой продукции.
О предложении активизировать переговоры с Казахстаном по поставкам нефти ранее заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с Чрезвычайным и Полномочным Послом этой страны в Беларуси Ермухаметом Ертысбаевым. “Вы знаете, что мы сейчас занялись диверсификацией поставок углеводородного сырья. Мы имеем несколько точек соприкосновения и ведем переговоры по поставкам нефти в Беларусь из других источников. В этом году в основном закончим модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. Поэтому нам будет немножко легче покупать с мировых рынков нефть. В связи с этим уже ведем переговоры и хотели бы, чтобы они были активизированы, по поставкам казахстанской нефти в Беларусь. Думаю, этот вопрос мы можем решить. Он лежит в плоскости не только Беларуси и Казахстана (здесь проблем нет), но и России по транзиту. Россия – член ЕАЭС. Я думаю, что с близкой нам страной мы сможем договориться о каких-то объемах поставок нефти из Казахстана”, – сказал Александр Лукашенко.
В свою очередь посол Казахстана подтвердил журналистам, что его страна готова поставлять нефть в Беларусь. “Мы готовы, вообще никаких проблем нет. У нас нефти и нефтепродуктов предостаточно”, – сказал Ермухамет Ертысбаев.
Между тем завизировать договоренности между Беларусью и Казахстаном должна Россия, поскольку транспортировка нефти будет идти по находящемуся на ее территории нефтепроводу. “Конечно, для россиян будет невыгодно: у них своей нефти предостаточно. Но мы хотели бы, чтобы Евразийский союз был выгоден всем участникам. И на этапе становления нашего союза очень важно поддерживать друг друга. Александр Григорьевич не просто согласился, он выдвинул еще несколько других сильных и важных аргументов в пользу этого утверждения”, – обратил внимание дипломат.
Ермухамет Ертысбаев добавил, что казахстанскую нефть можно поставлять в Беларусь и по железной дороге, однако эффективность такого взаимодействия будет гораздо ниже. “Это вопрос переговоров между отраслевыми ведомствами России, Беларуси и Казахстана. Мы готовы к этому. У нас уже тщательно продумана вся схема”, – подчеркнул он.
Товарооборот Беларуси и Казахстана в прошлом году достиг почти $900 млн, увеличившись на 30% к уровню 2017 года. При этом белорусский экспорт превысил $783 млн. В первом квартале 2019 года объемы взаимной торговли упали примерно на 10% в сравнении с аналогичным периодом 2018-го. Товарооборот составил $171,5 млн. Сальдо для Беларуси сложилось положительное в размере $121,7 млн.
В Казахстан поставляются молоко и молочные продукты, тракторы и седельные тягачи, мебель, грузовые автомобили, лекарства, замороженная говядина, сахар, мясные продукты. Беларусь импортирует нефтепродукты, каменный уголь, рельсы, прокат из нелегированной стали, нефтяные газы, семена льна, хлопковое волокно, лук, чеснок.
Товаропроводящая сеть белорусских предприятий в Казахстане включает более 40 компаний, созданных с привлечением белорусского капитала, а также более 170 субъектов дилерской сети. Функционируют восемь совместных сборочных производств белорусской техники и оборудования. В Казахстане работают 256 организаций с белорусским участием, в Беларуси действует 45 предприятий с казахстанским капиталом.
Анатолий Ничкасов
Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Казахстане
Идея интеграции интеграций, которую несколько лет назад выдвинул Президент Беларуси Александр Лукашенко, уже овладела массами. Такое мнение в беседе с журналистами высказал посол Беларуси в Казахстане Анатолий Ничкасов.
“Эта идея уже овладела массами. На прошедшем в Нур-Султане экономическом форуме она была неоднократно озвучена, притом представителями западных стран, зарубежных компаний. Они рассматривают эту идею как один из важнейших факторов дальнейшего развития на ближайшие десятилетия”, – сказал дипломат.
По его словам, этот факт можно видеть в том числе на примере развития Евразийского экономического союза. Интерес к сотрудничеству с ним проявляют как крупные мировые державы, так и другие интеграционные объединения. Анатолий Ничкасов привел пример сопряжения интересов в форматах ЕАЭС и ШОС, а также активное участие стран-членов в реализации китайской инициативы “Пояс и путь”.
Что касается самого ЕАЭС, посол отметил, что, по оценкам экспертного сообщества, создание и развитие союза стало позитивным фактором стабилизации экономического развития для всего региона. Совместная работа над едиными нормами позволила во многом смикшировать последствия крупного экономического кризиса. Но не обошлось и без трудностей – на пути принятия общих единых решений стороны столкнулись с национальными интересами каждого из государств, выявились все противоречия, которые ранее возможно не были так заметны. “Изъятия и барьеры – это те самые противоречия, с которыми на протяжении 5 лет (с момента подписания Договора о ЕАЭС. – Прим. БЕЛТА) работают наши страны, – сказал Анатолий Ничкасов. – Вместе с тем это позволило говорить о том, что мы прошли путь стабилизации антикризисных явлений, продемонстрировали позитивные индикаторы своего развития”.
Как сообщалось БЕЛТА, Президент Беларуси Александр Лукашенко 28-29 мая совершит рабочий визит в Казахстан для участия в заседании Высшего Евразийского экономического совета. Мероприятие пройдет в Нур-Султане в узком и расширенном составах. С учетом юбилейной даты – пятилетия Договора о Евразийском экономическом союзе – главы государств обсудят итоги развития союза и определят дальнейшие перспективы совместной работы по углублению евразийской интеграции, качественной реализации уже имеющихся договоренностей.
“Мы внедряем новую культуру поиска компромиссов на уровне руководителей стран союза, – отметил также председатель Коллегии ЕЭК. – В ЕАЭС интересы всех государств-членов, независимо от экономической мощи, территории, объема валового национального продукта, должны быть учтены. Союз построен по демократическому принципу. Благодаря этому международное признание нашего объединения будет расширяться”.
Безопасность продукции для потребителей – главная задача системы техрегулирования в ЕАЭС
Виктор Назаренко
Член Коллегии (министр) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии.
О защите прав потребителей в Евразийском экономическом союзе, а также решениях, которые планируется принять в ближайшее время в ЕАЭС в сфере санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал член Коллегии (министр) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Назаренко.
– Виктор Владимирович, какие плюсы техническое регулирование ЕАЭС дает бизнесу?
– Система регулирования, на которую перешли страны евразийской “пятерки”, является серьезным шагом навстречу бизнесу. Она построена таким образом, что только безопасность является обязательной в нормативных документах.
Бесспорно, большую роль сыграло и то, что весь процесс разработки и принятия документов был публичным. Кроме того, у бизнеса появилась возможность видеть, что его ожидает в будущем, потому что каждый регламент вступает в силу через определенный период времени. Этого времени достаточно для того, чтобы любое предприятие могло подготовиться.
Сегодня в союзе принято 47 технических регламентов. Они охватывают 45 видов продукции из 66, включенных в единый перечень товаров, в отношении которых устанавливаются единые требования и применяются единые правила оценки соответствия.
– В чем преимущества единой системы?
– Огромная польза от единых регламентов состоит в том, что практически решены вопросы поставки продукции в рамках всего союза по одному документу. Можно заявиться в любой стране, можно обратиться в любой орган по оценке соответствия, который включен в реестр, и, получив один документ или приняв декларацию ЕАЭС, иметь право поставлять продукцию в любую страну. Отмечу, что мы старались сделать уровень требований максимально высоким, но при этом достижимым для бизнеса.
И, кстати, когда мы ушли от обязательности всех требований, появилась возможность создавать инновационную продукцию. То есть предпринимателей никто не ограничивает по показателям, назначениям, потребительским характеристикам. Законодательство говорит одно: сделай продукцию безопасной, а дальше – это твоя фантазия. Если потребителю нравится, пусть покупает.
– Как работает система декларирования соответствия продукции?
– Когда в ЕАЭС выбирали процедуры оценки соответствия, исходили из возможностей малого и среднего бизнеса. Именно поэтому сейчас большинство видов продукции проходят декларирование. Это такая форма оценки соответствия, которую выполняет сам изготовитель или поставщик. На основании определенных документов, связанных с испытаниями, он принимает декларацию и тем самым гарантирует, что продукция безопасна. Затем проводит регистрацию и поставляет продукцию на рынок.
– Если сравнить техническое регулирование в ЕАЭС и Европейском союзе, есть ли существенное отличие в требованиях?
– Наши системы строятся на примерно одинаковых принципах. У нас есть свои очень хорошие наработки, есть хорошие наработки в Европейском союзе. При этом мы с коллегами из Европейской комиссии договорились, что будем обмениваться опытом, потому что нередко наш опыт и новые наработки даже лучше, чем их. К примеру, мы видим, что сегодня в ЕС пересматривают вопросы надзора на рынке, нормирования требований, оценки соответствия и так далее. И мы в свою очередь тоже эти вопросы дорабатываем.
– Какие решения планируется принять в ближайшей перспективе в сфере санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер?
– Если говорить о блоке, связанном с ветеринарными мерами, мы считаем, что основные усилия должны быть направлены на наведение порядка в сфере соответствия требованиям безопасности сырья и непереработанной пищевой продукции. Это позволит, во-первых, обеспечить безопасность готовой продукции и, во-вторых, уйти от многочисленных дополнительных испытаний, исследований и проверок уже готовой продукции.
В области санитарных мер намечено много позитивных решений. Система регулирования безопасности пищевой продукции у нас многоуровневая, поэтому очень важно увязать все эти уровни и процедуру оценки, чтобы они не были обременительны для бизнеса, но при этом выступали гарантом безопасности продукции.
В области фитосанитарных мер продолжится системная работа по актуализации карантинных объектов и требований, которые к ним предъявляются. Объемы поставок очень большие, продукция самая разная, поэтому сотрудничество стран в этой сфере идет достаточно результативно.
– Виктор Владимирович, деятельность вашего блока напрямую связана с защитой прав потребителей. Каким образом в ЕАЭС строится эта работа?
– Прежде всего, наша задача – сделать все, чтобы потребитель был информирован и имел возможность при покупке товара сделать осознанный выбор. Поэтому у нас существует отдельный регламент о маркировке продукции, где указано, какая именно информация должна содержаться на упаковке.
Кроме того, мы занимаемся формированием законодательных основ для создания общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий. Эта тема волнует наших потребителей. Мы надеемся, что с созданием рынка вырастет доступность и снизятся цены на лекарства и медицинские изделия.
У нас есть подразделение, которое занимается изучением подходов к защите прав потребителей и проработкой тех направлений, которые заслуживают регулирования на наднациональном уровне. Наши специалисты вместе с экспертами из стран ЕАЭС выработали рекомендации в сфере электронной торговли, уязвимых групп потребителей и так далее. Наша конечная цель – сделать так, чтобы граждане в ЕАЭС жили лучше.