Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 внесены изменения и дополнения в некоторые кодексы Республики Беларусь.
Так, в соответствии с Законом (пункт 3 статьи 1) излагаются в новой редакции отдельные статьи главы 26 Уголовного кодекса (далее – УК), устанавливающие уголовную ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды. В новой редакции излагаются статьи 275 – 277 УК, предусматривающие уголовную ответственность за загрязнение леса, среды произрастания древесно-кустарниковой растительности; за уничтожение либо повреждение леса, древесно-кустарниковой растительности по неосторожности; за незаконную рубку, незаконное уничтожение, удаление, изъятие или повреждение древесно- кустарниковой растительности.
Пунктом 4 статьи 1 Закона статья 284 УК излагается в новой редакции, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований и процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза, или ветеринарно-санитарных, зоотехнических правил либо ввоз в Республику Беларусь подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров без разрешения на их ввоз.
В соответствии с Законом (пункт 5 статьи 1, пункт 13 статьи 4) вносится изменение в статью 290-1 УК («Финансирование террористической деятельности»), предусматривающее уголовную ответственность за финансирование проезда к месту обучения для участия в террористической деятельности, а также дополнение в статью 11.80 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП), предусматривающее административную ответственность за соответствующее административное правонарушение, совершенное в тех же целях.
Положениями статей 2 и 3 Закона в Уголовно-процессуальный кодекс Уголовно-исполнительный кодекс (далее – УПК и УИК) вносятся изменения и дополнения, устанавливающие особенности осуществления отдельных прав и исполнения обязанностей соответствующими субъектами правоотношений по уголовным делам, содержащим сведения, составляющие государственные секреты, в частности, особый порядок ознакомления с процессуальными, судебными документами (их копиями), изготовления копий и выписок из них, оглашения приговора суда.
Статьей 4 Закона устанавливается административная ответственность за включение должностными лицами в извещение в том числе сумм платы за дополнительные жилищно-коммунальные услуги без заключения договоров на их оказание с потребителями (пункт 14), а также за умышленное незаконное разглашение персональных данных лицом, которому они стали известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью (пункт 24).
В КоАП вносятся дополнения, предусматривающие установление такого дополнительного административного взыскания, как административный запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений, предусматривающий временный запрет физическому лицу посещать физкультурно-спортивные сооружения во время проведения спортивно-массовых мероприятий, спортивных соревнований (пункт 5 статьи 4 Закона).
В соответствии с дополнением, вносимым пунктом 5 статьи 4 Закона, в части 2 статьи 6.13 КоАП устанавливается, что административный запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений может применяться за совершение на территории физкультурно-спортивного сооружения во время проведения спортивно-массового мероприятия, спортивного соревнования административных правонарушений, указанных в статьях 9.1, 16.10, 17.1, 17.3, 17.10, 17.11, 17.14, 23.4, 23.34 КоАП, если за совершенное правонарушение предусмотрен административный арест.
В Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) вносятся изменения и дополнения, в соответствии с которыми уточняется компетенция отдельных органов, ведущих административный процесс, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Статья 11.11 «Объявление постановления по делу об административном правонарушении и вручение копии постановления» ПИКоАП дополняется частью 5 предусматривающей, что при привлечении к административной ответственности лица, не являющегося собственником транспортного средства, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.16 КоАП, орган, наложивший административное взыскание, не позднее следующего дня после вынесения постановления о наложении административного взыскания информирует об этом собственника транспортного средства. При этом собственнику транспортного средства сообщается об основаниях и условиях возможного применения специальной конфискации транспортного средства за совершение виновным лицом в последующем аналогичных нарушений правил дорожного движения (пункт 19 статьи 5 Закона).
Статья 12.2 «Порядок обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении» ПИКоАП дополняется частью 4, предусматривающей, что суд (судья), за исключением судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, экономических судов областей (города Минска) и их судей, вправе при подаче в суд жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не связанному с осуществлением предпринимательской деятельности, полностью или частично освободить от уплаты государственной пошлины физическое лицо исходя из его имущественного положения и на основании его письменного заявления. К заявлению об освобождении от уплаты государственной пошлины должны прилагаться документы, свидетельствующие о материальном и семейном положении физического лица (пункт 20 статьи 5 Закона).
А. ТРУХАН, начальник ОВД Слонимского райисполкома