Современная концепция образования состоит в том, чтобы научить учащегося самостоятельно добывать знания. Роль учителя заключается в умении осуществлять мотивационное управление процессом учения, организовывать, координировать, консультировать учебную деятельность детей. Как сделать это профессионально и максимально эффективно поделились опытом работы педагоги государственного учреждения образования «Средняя школа № 5 г. Слонима» в ходе проведения заседания районного методического объединения учителей начальных классов по теме «Активизация учебной деятельности учащихся начальных классов по овладению предметными и метапредметными компетенциями в процессе обучения русскому языку».
На начало заседания все присутствующие были мотивированы обсуждением актуальной проблемы формирования у учащихся необходимости изучения русского языка. Учитель Бурвина Е.Н. отметила, что «деятельность на учебных занятиях протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели». Одним из таких ярких мотивов для современного школьника являются информационные технологии обучения. В связи с этим участникам заседания предложен обзор онлайн-сервисов, которые используют в своей работе педагоги СШ № 5 на уроках русского языка. Определенный интерес у коллег вызвала эффективная методика «спонтанное письмо», направленная на развитие предметных и метапредметных компетенций у учащихся.
Педагог Ботик И.И. предложила формы деятельности, которые позволяют обеспечить реализацию межпредметных связей в процессе организации внеклассной работы по русскому языку. Важным условием реализации метапредметных и внутрипредметных связей на внеклассных занятиях по русскому языку является проведение предметных недель различной тематики, что имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения. Наряду с предметными неделями в школе практикуется проведение творческих конкурсов, “Праздника Букваря” в первых классах, утренников по русскому языку с приглашением на них ребят из других классов, олимпиад, занятий объединения по интересам «Юный лингвист». Младшие школьники принимают активное участие и имеют определенные результаты в дистанционных олимпиадах, литературных конкурсах. Присутствующие отметили, что именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Реализованные возможности развивают учащегося, стимулируют его интерес к наукам.
Одной из новаций в школьном образовании, обусловленной внедрением компетентностного подхода, становятся компетентностно-ориентированные задания. Актуализировать умения присутствующих коллег по составлению и использованию данных заданий в ходе уроков позволил тренинг «Функциональные возможности учебных пособий для формирования компетенций учащихся, обеспечения результатов учебной деятельности с учетом специфики учебного предмета «Русский язык»», проведенный учителем Ярмолич Е.О.
Подтверждением на практике теоретической части семинара стали открытые уроки русского языка во 2 «Б» и 4 «А» классах, продемонстрированные учителями Познякевич О.Г., Ковель О.Н., которые оставили у присутствующих положительные эмоции.
Участники семинара отметили значимость темы и представленного практического материала, высокий профессионализм педагогов в ходе проведения открытых уроков, высказав слова благодарности. Таким образом, «школу можно уподобить скрипке, из которой можно извлечь и скрип заржавевших дверных петель, и прекрасную музыку». Всё зависит от виртуозности играющего.
Заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 5 г. Слонима» Шемерей Наталья Михайловна