Акцент в надзорной деятельности в сфере охраны труда будет смещен в сторону профилактики, проверок станет меньше. На это направлен законопроект “Об изменении закона об охране труда”, сообщила сегодня журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Людмила Кананович, передает корреспондент БЕЛТА.
Контроль за соблюдением безопасности на производстве вменяется самим организациям. Это будет способствовать повышению ответственности за жизнь и здоровье работников как со стороны нанимателя, так и их самих. “Акцент надзорной деятельности смещается в сторону профилактики, проведения мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда, – рассказала Людмила Кананович. – И наниматель, и работник будут в тандеме нести ответственность за создание безопасных условий труда, исполнение необходимых требований”.
При этом проверок станет меньше. Однако это не ослабит контроля за сферой охраны труда. Полномочия госорганов, местных властей, согласно законопроекту, дополняются обязанностью по разработке и принятию систем управления охраной труда (СУОТ). Людмила Кананович отметила, что в Беларуси уже проведена большая работа по их внедрению. Она завершена практически во всех организациях, кроме тех, где работает до 16 человек. Но процесс создания, реорганизации и ликвидации предприятий идет непрерывно, поэтому и задачи по разработке и внедрению СУОТ не теряют актуальности.
Сегодня поправки обсудили на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам. В нем приняли участие парламентарии, представители Министерства труда и социальной защиты, Национального центра законодательства и правовых исследований.
Законопроект предусматривает корректировку более 30 статей и включение в закон ряда новых, в числе которых “Государственная экспертиза условий труда”, “Охрана труда работников-надомников”, “Охрана труда домашних работников”. Так, определяются обязанности и права нанимателей, работников-надомников, домашних работников, а также граждан, предоставляющих им работу. Например, предусматривается, что задания, поручаемые работникам-надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям по охране труда. Наниматели обязаны информировать домашних работников о риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, обязательно страховать их от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством.
В числе новаций – закрепление нормы о возможности досудебного рассмотрения разногласий по вопросам расследования несчастных случаев на производстве государственными инспекторами труда Департамента госинспекции. Сейчас этим занимаются исключительно в суде. Однако практика показывает, что такой порядок вызывает нарекания со стороны людей. Подать заявление в структурное подразделение департамента проще, чем подать иск в суд. При этом в первом случае человеку не нужно оплачивать услуги адвокатов. Суды загружены, и потому сроки рассмотрения таких заявлений увеличиваются. В то же время не удалось разгрузить и госинспекторов труда – ведь суд, рассматривая такие дела, все равно привлекает их в качестве специалистов. Поэтому в законе об охране труда предлагается прописать, что работник, получивший производственную травму, имеет право при возникновении разногласий с работодателем обращаться не только в суд, но и в Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты, его обособленные подразделения.
Законопроектом предлагается также закрепить норму, предусматривающую, что Минтруда и соцзащиты и Минздрав устанавливают типовой перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный медосмотр или освидетельствование на алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение. Речь идет о работах с вредными, опасными условиями труда или повышенной опасностью. Подобный список из 14 видов работ и 45 профессий есть и сейчас, и он является постоянным. Если законопроект примут, то наниматели на основе типового перечня будут разрабатывать свои, чтобы обеспечить систематический контроль физического состояния работников. Авторы законопроекта проанализировали практику проведения медицинских осмотров. Их предложение состоит в том, чтобы закрепить норму, по которой наниматель несет расходы по проведению медосмотров не только сотрудников, но также тех, кого он принимает на работу. Если для ее выполнения требуется обязательный предварительный медосмотр, то люди должны направляться нанимателем в учреждение здравоохранения, с которым у него заключен договор. Тем самым они освобождаются от самостоятельной оплаты за медицинские услуги – вне зависимости от того, постоянную им работу предстоит выполнять или временную.
Проект закона, который планируется рассмотреть на весенней сессии Палаты представителей, создает правовые предпосылки для развития законодательства об охране труда. Эффект от реализации документа проявится в сокращении производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, повышении безопасности труда и социальной защищенности работающих.
БелТА