Спустя 20 лет мы снова пишем о человеке, который фактами своего рождения, взросления и становления доказал: невозможное — возможно. О непростой судьбе накануне своего 80-летия рассказал бывший директор Слонимского комбината бытовых услуг Иван Петрович Петько. Итак, мы встретились в сквере по улице Пушкина…

ПРОЛОГ.
МАЛЬЧИК НА БОРТУ

Пароход плыл на Север, в Сыктывкар. На борту, полном людей, не было никого, кто бы ощущал одиночество так же остро, как он. Мальчишка шестнадцати лет сидел на палубе в ремесленной робе и без копейки в кармане. Не замечая всеобщей суеты с привкусом хмеля и песен, он думал только о своей Беларуси и о том, как ему, практически бродяге, жить дальше и не потерять в себе самое ценное — человека…

Поток тяжелых мыслей прервала цыганка. Прицепилась — дай, говорит, погадаю. Просто так. Он согласился: хотел побыстрее избавиться от ее компании. «Будешь большим начальником, важной персоной. И счастье будет семейное. Жену встретишь такую, о которой мечтаешь. И дети будут. Двое? Трое? Не понимаю…» — вглядывалась цыганка в линии на его руке.

Правда ли? Вопрос риторический. Ему шестнадцать, фактически сирота. Бесстрашный, но больше от безысходности — закалила характер сама жизнь. Он поступил в ремесленное училище в Архангельской области и сейчас плыл в никуда, где нет ни дома, ни крова, растворяясь в обществе, чуждом его душе. «Начальник…». Поверил ли? Знаете, поверил! Но больше — себе и в себя. Таким был он — Иван Петько из маленькой деревни Ревтовичи, что под Зельвой.

ЖИЗНЬ ВЗАЙМЫ

Факт его рождения удивительный. Мальчик появился на свет 10 июля 1944 года в день последнего боя за Ревтовичи. Пожилая соседка в полевых условиях приняла первые роды у Веры, и вот уже женщины вместе с односельчанами бегут от снарядов. Вера держит в руках дитя, но силы предательски покидают тело. Упала в обморок. А когда пришла в себя, осознала страшное: новорожденного малыша нет рядом. Его, крошечного и беспомощного, искали всей деревней. Нашли, подарив ребенку жизнь, какой бы тяжелой она не намеревалась быть.

Вера родит еще двоих сыновей, но не увидит их взросления. Закончит земной путь в 22 года, когда старшему Ивану исполнится три. Мальчика хотели оформить в детский дом — прокормить семью было сложно. Но отец не допустил: семилетнего Ивана отправили в пастухи, чтобы сам зарабатывал на хлеб. Вообще, на маленького ребенка возложат слишком много ответственности за личное выживание. Времена и без того голодные и холодные отпечатаются в памяти, как круги ада — не меньше.

Удивительно то, что Иван не сдался, не отчаялся. Его никто не воспитывал, не учил, не объяснял, по каким правилам нужно жить. Это все Иван понимал подсознательно. Он стремился быть крепким духом и телом. Он ощущал себя сильнее обстоятельств, а обстоятельства видел лишь ментальной преградой, которую не просто можно, но и нужно побороть усилием мысли и воли. Рожденный в день освобождения своей малой родины, казалось, он и сам был свободным и независимым — от страхов и предубеждений.

ПРОЗА И ПОЭЗИЯ

Иван понимал: в жизни нужно всего достигать самому, то есть работать над собой, учиться и трудиться. В 1960-ом поступил в ремесленное училище на Севере России на механизатора лесной промышленности, постигал азы профессии на предприятиях лесопереработки — и это еще будучи подростком. Интересно, что частью первой зарплаты оплатил кружок по бальным танцам — в этом парне органично сочеталось земное и возвышенное. Иван любил учиться, петь, танцевать, занимался спортом и старался выглядеть с иголочки — была в нем эта элегантность, стремление к прекрасному. Частью его личного стиля на долгие годы станет любимый черный цвет и прическа — классический «еж». В 60-е мало кто носил «ежик», но мода не волновала Ивана никогда. Он всегда знал, что идет именно ему, и был верен своему стилю. Парня знали, как эстета, весельчака, заводилу, борца за справедливость — он без раздумий бросался на защиту тех, кого несправедливо обижали.

Юношей Иван три года отслужил в рядах Советской Армии в Заполярье, на границе с Норвегией. Потом вернулся на прежнее место работы, но ненадолго. В 1967 приехал в Слоним, на Родину.

НОВАЯ ЖИЗНЬ

К слову, приехал не один, а с семьей. Молодую супругу звали Аля, и встреча с ней была подарком судьбы. Познакомились на танцах. В тот вечер все казалось обыденным, кроме одного — танцевать пришла Аля. Увидев ее, парень «пропал»: красавица была именно такой, о которой он мог только мечтать. Эта девушка была достойна подвига, и Иван Петрович его совершал не единожды: чтобы просто увидеть избранницу, преодолевал пешком 40 километров, а когда служил в армии, проезжал поездом тысячу шестьсот и еще сто километров — попутками по таежным лесам. Аля училась в педагогическом, и, перебравшись в Слоним, устроилась на первое рабочее место учителем начальных классов в десятую школу.

У Али не было достойного платья, чтобы выйти в нем на работу. Тогда Иван Петрович купил на рынке ткань, и жена своими руками пошила красивый наряд. Мужчина преклоняется перед талантами супруги: она хорошо готовит, искусно мастерит. Несомненно, талантами был одарен и сам Иван Петрович. В Слониме его карьера идет в гору. Здесь за почти двадцать лет он преодолеет путь от простого рабочего до старшего мастера, заведующего, начальника цеха, главного инженера, зампредседателя колхоза и, как итог, станет директором комбината бытовых услуг.

Профессиональный рост стал возможен, в том числе, и благодаря обучению Ивана Петровича в Минской высшей партийной школе. Мужчина был активным и инициативным членом партии, и коллеги, отметившие его ораторский и организаторский талант, ходатайствовали о допущении Ивана Петько к экзаменам в столичном учебном заведении. Был 1977-ой год. Иван Петрович помнит, как сейчас: старший сын тогда шел в 3-ий класс, дочка училась во втором, а он, 33-летний мужчина, поступил на первый… курс. Решение об этом далось тяжело — нужно было оставить семью, пойти на риск, все-таки обучение длилось пять лет.

Но риск оправдался. В 1981-ом старший мастер изразцового цеха «Слонимского промкомбината» получает должность главного инженера очистных сооружений на Слонимской КПФ, вскоре его переводят в начальники водопроводно-канализационного хозяйства. Не пройдет и года, как Ивану Петровичу предложат должность заместителя председателя колхоза «Победа» и секретаря партийной организации. В 1984-ом принимает предложение возглавить убыточный, на грани разорения комбинат бытовых услуг «Чайка». Руководству предприятием Иван Петрович посвятит 22 года.

Мужчина вспоминает: «Чайка» была на грани закрытия. Люди массово увольнялись, не получая вовремя зарплату. Там не было даже бумаги, на которой можно было напечатать документы. Однако за короткий срок руководитель смог сделать невозможное: преодолел кризис, нашел новых деловых партнеров, добился высоких экономических показателей. Комбинат бытовых услуг, звучавший только в негативном свете, при нем неоднократно становился победителем соцсоревнований среди предприятий службы быта района и области.

Подчиненные уважали своего директора за трудолюбие, добросовестность, мужественность, твердость в решениях, справедливость, высокую культуру общения с людьми и настойчивость. Иван Петрович всегда хорошо относился к людям, был отзывчивым и тактичным человеком. А еще человеком удивительным и уникальным.

ТАКОЙ, КАКОЙ ЕСТЬ

Никогда не кичился положением. Хоть и имел возможность, но не построил большого дома, не обставил свою квартиру по последнему писку моды. Почему? Признается: видел, как живут его работники и чем они обедают. По сему не считал нужным прыгать выше головы. «Давно убежден: все беды, малые и большие, — от распущенности и незнания меры. Надо обладать силой воли и умом, чтобы оставаться человеком. Этому я учил детей», — делится мужчина.

Когда однажды Иван Петрович получил от государства квартиру, отдал ее своему шоферу за его безупречную работу. Тот смог переехать с семьей от родственников. «Почему я такой? — размышляет собеседник. — Мой адрес: Советский Союз. Меня воспитала моя страна на своих идеалах. Страна сделала из меня, пастушка, человека. Работал на советских предприятиях, служил в советской армии, получил образование — привык жить для народа и служить ему. Когда мне начальник областного управления предложил повышение — отказался. Мне не нужны были места «потеплее». Я жил и умру простым советским человеком. И не предам свою Родину, ведь в противном случае, кем я тогда буду?»

Нужно отметить, что борьбу за экономические показатели Иван Петько совмещал с другой — борьбой за свое здоровье. У мужчины были серьезные проблемы с сердцем. Он перенес два инфаркта и клиническую смерть из-за чего в последствии потребовались сложнейшие операции, в том числе и на открытом сердце при полной его остановке. Несмотря на это, Иван Петрович отказался от «нерабочей» группы инвалидности — не хотел сидеть на шее у государства. Шел его пятый десяток.

В 61 год Ивану Петровичу предложили остаться в РУП «Слонимский быткомбинат» сначала маркетологом, а потом заместителем директора. На пенсию мужчина не спешил, чувствовал в себе силы. Поэтому в 2012-ом соглашается быть ведущим инженером по охране труда в ОАО «Белая ромашка». В этой должности Иван Петько проработал пять лет, и в 2017-ом в 73 года завершил профессиональную карьеру, полностью погрузившись в дела бытовые, семейные.

СЕМЬЯ – БРИЛЛИАНТ

К слову, в марте следующего года семья Петько отметит бриллиантовую свадьбу. История Ивана и Алевтины длиною в 60 лет полна любви, нежности, понимания и уважения. Иван Петрович убежден: жена — его спасительница. Это вторая женщина после мамы, которая подарила ему жизнь, наполнила ее дыханием. Речь идет о том сложном периоде, когда Иван Петько был на волосок от смерти. Мужчине очень повезло с близким окружением. Будто само его имя — Иван — в переводе «помилованный Богом» — определило его судьбу.

У пары родились сын и дочь. А еще в их семье есть Инна. Помните, в прологе к этому материалу была цыганка, которая не могла понять, так сколько же детей будет у ее юного попутчика?

Однажды к Петько в гости пришла соседка. Она недавно выписалась из больницы. Рассказала, что в палате лежит девочка-второклассница. При живых родственниках — сирота. Никто к ней не приходит, а она целыми днями лишь смотрит в окно. История отозвалась в сердце Ивана Петровича своими до боли знакомыми поворотами. Уже на следующий день он приехал в больницу и взял шефство над ребенком.

Дети Ивана Петровича Петько сделали себя сами, как говорится. У Олега два высших образования, он связал жизнь с милицией, получил звание подполковника собственной службы безопасности, сейчас работает в ведомственной охране Слонимского УМГ. Дочка Светлана выбрала медицинский путь, больше 26 лет проработала заведующей Селявичским ФАПом. Медучилище когда-то окончила и Инна, сейчас она в Вороновском районе, трудится по специальности. У Ивана Петровича две внучки и внук, два правнука и правнучка.

ЧЕЛОВЕК И МИР

10 июля Ивану Петровичу Петько исполняется 80 лет. Кто знает его давно, не заметит сильных изменений во внешности, и, главное, в подаче себя. Мужчина по-прежнему энергичный, элегантный с неизменным «ежиком», в любимой черной рубашке. Говорит уверенно и красиво: все-таки знания, которые он так жадно поглощал всю свою жизнь, пустили корни, уплотнились, углубились.

Как обычно, его день заканчивается анализом всего происходящего: что сделал хорошего и плохого, кого обидел и кому помог. Он также неприемлем к лицемерию, предательству и наглости. По-прежнему в арсенале его ценностей порядочность, ум и дружба — искренняя, не по расчету, а по взглядам и мировоззрению.

Поменялось одно — мир вокруг.

Но это и не страшно, когда твой соратник, советчик, образец поведения и мышления — ты сам.

Елена ЮШКЕВИЧ, фото из семейного архива Ивана Петько

Поделиться
Перейти к содержимому